Современная система образования находится в постоянном поиске оптимальных средств и форм, которые позволят в конечном результате получать образованных, воспитанных и при этом готовых к реалиям нынешней жизни новых членов общества и просто хороших людей. И тут неизбежны злоупотребления крайностями - то считают, что главное это чистое образование, а с воспитанием пускай разбираются сами родители, то полагают, что воспитательный контроль над ребенком должен быть неусыпным и всеобъемлющим. Золотая же середина зачастую заключается не в многотрудных поисках новых ответов, а в тщательном изучении исторического опыта. Который подсказывает такую любопытную педагогическую единицу, как гувернер.
Что известно о гувернерах из истории
Гувернеры в России - это новшество XVIII столетия, что вполне объяснимо. Гувернеры, то есть приглашаемые в семью воспитатели для детей, которые должны были обучать их наукам и правилам поведения, просто не могли появиться в России до эпохи Петра I. Ранее уклад жизни был таков, что образование для большей части даже привилегированных сословий ограничивалось знанием грамоты, достаточным для чтения Священного Писания и Священного Предания, а также для овладения элементарными навыками письма и счета. После изменения характера государственных обязанностей, когда реформируемой России понадобилось большое количество образованных на европейский манер людей, не могла не измениться и система образования. Однако первоначально, при самом Петре Великом, гувернеры были не в чести. Более того, акцент делался на обучении в академии и прочих учебных заведениях, а домашние учителя могли чему-то учить ребенка лишь с разрешения администрации тех учебных заведений, в которых он состоял.
Настоящее рождение гувернерства в России следует относить к середине XVIII века, к эпохе Екатерины II, когда в дворянские семьи стали поступать в основном английские и немецкие гувернеры и гувернантки. Екатерина II окончательно укрепила моду на западное образование, быть не образованным в полном соответствии с европейскими ценностями со второй половины века стало просто неприлично. А уж после того, как в конце столетия в результате Великой Французской революции по всей Европе и, особенно, в России оказалось множество блестяще образованных, но лишившихся всех средств к существованию французских аристократов, гувернеры окончательно стали обязательным атрибутом российского высшего и среднего света. Именно тогда складывается классический образ гувернера, наделенного определенным кругом обязанностей. В частности, основной задачей гувернера было не дать элементарные сведения об арифметике или письме, а сформировать гармонично развитую личность, постепенно ввести ее в мир взрослых проблем и обязанностей, привить вкус к прекрасному и, что особо выделялось, научить иностранным языкам - как минимум французскому, в идеале нескольким европейским. Так что и Пушкин испытал влияние гувернера (им был французский аристократ-эмигрант граф Монфор), и Лермонтов (его гувернером оказался французский офицер Жан Капе, взятый в плен в 1812 году). Свое значение в России гувернеры утратили лишь в начале прошлого века, когда в свои права вступила система среднего образования, близкая к современным образцам.
Какими должны быть современные гувернеры
Собственно, требования к современному гувернеру не слишком отличаются от тех требований, которые к представителям этой профессии предъявлялись двести лет тому назад. Это должен быть друг и наставник ребенка, который поможет ему овладеть дополнительными знаниями, даст те или иные жизненные уроки, поможет развиваться не только в ходе обучения, но и в ходе игровой деятельности, обратит внимание на те или иные творческие задатки ребенка. Необходимость в таком педагогическом воздействии ныне становится все более очевидной: так, в 2009 году в Рязанской области система гувернеров была организована на муниципальном уровне, правда, пока лишь для детей дошкольного возраста.
При этом новое время означает и изменение традиционных, и появление новых функций у гувернера. Сейчас, когда говорят о том, что должен делать гувернер, подразумевают следующие общие обязанности:
- защита ребенка от различных бытовых опасностей;
- определенная помощь при выполнении школьных домашних заданий (именно помощь, а не выполнение заданий вместо ребенка);
- планирование и проведение свободного времени;
- сопровождение во время прогулок и пути в школу и обратно;
- контроль соблюдения основных составляющих режима дня;
- ведение специальных образовательных и развивающих программ (изучение иностранного языка, основ этики и эстетики, занятия в творческих кружках и секциях).
Разумеется, каждая семья может не ограничиваться стандартным набором гувернерских услуг и внести свои особенные требования, равно как и различные варианты режима работы гувернера (полный рабочий, день проживания в семье или иное), которые отображаются в соответствующем договоре о найме. При выборе же кандидата на роль гувернера необходимо особенно тщательно оценивать как его личные (уравновешенность, доброжелательность, терпение, отсутствие вредных привычек и так далее) и профессиональные качеств (высшее образование, в идеале педагогическое, практический опыт работы с детьми в том или ином качестве, подтвержденный документально, широкая эрудиция).
Александр Бабицкий