Японская керамическая и фарфоровая посуда по праву считается одной из самых изысканных и высококачественных в мире. Японская традиция в разные времена ощутила на себе влияние китайского, корейского и западного искусства, однако, однако при этом она не утратила своей самобытности и оригинальности. То, что создают японские мастера, неизменно привлекает интерес коллекционеров, знатоков искусства и просто людей, восхищающихся красотой и самобытностью японской керамики и столовых приборов.
Ассортимент японской посуды весьма широк, здесь вы можете найти подходящие пиалы, салатники, тарелки, чаши и много другое для стильной и изысканной подачи того или иного блюда, сочетание интересных цветов покрытия и росписи это посуды создает особое настроение, в зависимости от времени года, внешнего вида блюда и сервировки стола в целом. Если вы приобрели красивую японскую керамическую или фарфоровую посуду, не стоит хранить ее на полке и доставать лишь для особо торжественных случаев. Пользуйтесь этими предметами, как и любой другой посудой для повседневной жизни, элегантность и яркость японской посуды однозначно добавит изюминку в простую и привычную всем сервировку.
Японские шеф-повара в совершенстве владеют искусством особой сервировки, при подаче того или иного блюда учитывается не только его специфика, но и цвет посуды в соответствии со временем года. Это настоящее искусство, иностранцам сложно овладеть им в полной мере, да что там иностранцы, даже самим японцы е до конца разбираются во всех тонкостях этого дела. Для тех, кому интересен этот процесс и традиции японской кухни и сервировки, существуют специальные издания и видео пособия.
Историческая справка
Знаете ли вы, что в конце 16-го века Тойотоми Хидеоши, один из самых известных военачальников в истории Японии, настолько любил керамические изделия и жаждал обладать настоящими произведениями искусства в этой области, что устроил похищение корейских гончаров и переправил их в Японию, этот период в японской истории получил название «Керамических войн». Корейские ремесленники обучали японских коллег премудростям своего мастерства, и в керамике отдельных областей до сих пор прослеживается их влияние. Не смотря на то, что корейская керамическая посуда предназначалась для повседневного пользования, она высоко ценилась как пример японской аутентичной традиции «ваби саби», что можно перевести как «скромная простота».
Бесспорно, Хидеоши был отважным и блестящим полководцем, но в области чая и традиций с ним связанных, он был не более, чем аматором. Чайных дел мастер, работавший на Хидеоши, Сен –но Рюку, изготавливал пиалы для чая по простой технологии «раку», по которой изделие не покрывалось глазурью и не подвергалось глубокому обжигу. Подобные пиалы, сделанные корейским мастером Чоджиро, были просто великолепны – этому человеку удалось ухватить саму суть чая, как напитка, и отразить это в посуде для его подачи. По сей день спустя несколько веков, гончары вдохновленные его примером, пытаются создать нечто подобное. Сен –но Рюку считал, что чайная культура должна принадлежать народу, он много сделал для развития и формирования традиционной японской культуры чаепитий, которая дошла и до наших дней и высоко ценится настоящими знатоками японского искусства и культуры.
Необычный дизайн не чужд и японской керамике. Гончар и знаток чайной культуры Фурута Орибэ придал чайной керамической посуде нетрадиционную замысловатую форму. Столовые предметы, расписанные в коричневых тонах и покрытые зеленой глазурью, положили начало отдельному стилю, названному по имени мастера Орибэ. Керамические изделия, выполненные в этой технике необычайно популярны. Именно в этот период японская керамика переживает свой расцвет и практически вытесняет с рынка продукцию импортного производства.
Конец 17-го века – ренессанс японской эстетики и культуры, и именно в это время Огата Кензан, известнейший гончарных дел мастер в японской истории, открывает собственную мастерскую в пригороде Киото Нарутаки. Вскоре мастерская обосновалась в самом центре Киото, где дело Кензана процветало и ширилось . известный японский художник Огата Корин создал особую разновидность японской керамики, обыграв иностранный стиль в классической японской традиции. Она покрывал лакированную и керамическую посуду целыми сюжетами из японской жизни и истории. Каждый предмет – это произведение искусства, такая посуда не теряется на фоне еды, поданной на ней, а выступает как самодостаточная и оригинальная деталь сервировки.
В эпоху Мэйдзи (1868-1915) Япония стала более открыта для Запада, однако японская керамика затерялась в технически стремительно развивающемся мире, для запада ручная работа казалась слишком безыскусной и простоватой. Японцы все больше и больше стали использовать в обиходе западные вещи, импортную посуду и мебель они предпочитали традиционным японским изделиям. Широкую популярность обрела китайская керамика, которую торговцы в большом количестве импортировали в Японию.
Гончарное дело в Японии переживало не лучшие времена, мастера еле сводили концы с концами, мастерские пустовали, и многим пришлось сменить сферу деятельности. Некоторые шли в фермеры или занимались более востребованным ремеслом. Японская культура керамики была практически на гране исчезновения.
В 20-х годах прошлого века Янаги Соэцу, коллекционер народного творчества, старинной керамической посуды и традиционной японской посуды , положил начало возрождению японской керамики как бренда. Источниками вдохновения для Янаги служили работы Уильями Морриса и набиравшее силу в Англии творческое движение «Искусство и ремесла». Вместе с мастерами гончарного дела Каваи Канихиро и Хамада Шохи он организовал свою собственную творческую формацию под названием «Минги», этот термин изобрел сам Соэцу и интерпретировал его как «искусство для народа». Его книга «Неизвестный ремесленник», ставшая уже классикой специальной литературы по искусству прославляет народных мастеров и традиции классической японской школы изготовления керамики и фарфора.
Деятельность движения «Минги» идально совпала с эпохой Тайсе, во время которой общественность заново начала открывать для себя традиционную японскую керамику и ценить национальное наследие.
Сегодня Япония придерживается экологически чистых технологий в производстве керамики и фарфора. Известные мастера керамики на продаже своих изделий способны заработать целые состояния, но помимо дорогих эксклюзивных вещей, на рынке керамики широко представлены работы молодых независимых мастеров, наполненные современным видением японского традиционализма в области керамики. Такую посуду можно найти на тематических выставках и аукционах, поэтому, если вы интересуетесь японским искусством и керамикой в частности, обязательно сходите на выставку японских мастеров.