Говорить о японской керамике можно бесконечно, сложно в одной статье описать все исторические традиции, особенности и уникальную самобытность японского гончарного искусства. Уникальная чистота форм и великолепие глазури, особая философия, которая стоит за каждым произведением японского гончарного искусства веками вдохновляла мастеров гончарных дел на создание своих собственных шедевров.
Для производства японской керамики использовались органические материалы, и это делает ее в своём роде уникальным искусством, подчас несколько несовершенная форма японского керамического сосуда выглядит невероятно живо и самобытно, как будто керамика обладает собственной душой.
Словарь японской керамики
В японском языке существует множество слов для обозначения различных столовых предметов, свои термины есть и в керамике и в целой науке чайных церемоний. Керамическая посуда тесным образом связана с чаем и проведением чайных церемоний. Ниже мы приведем слова, которые в этих областях встречаются чаще всего:
- ча: чай
- Чадо: «вкус» чая
- Чэи: чайница для хранения молотого чая (матча).
- Чаною: чайная церемония
- чато: керамическая посуда для чая
- чаван: пиала для чая
- чоко: небольшая чашечка для сакэ
- гуиноми: чашка для сакэ
- ханаирэ: ваза для цветов
- дзики: фарфор
- кюсю: чайник для заварки
- матча: молотый зеленый чай для чайных церемоний
- мицусаши: кувшин для воды; в чайных церемониях вода всегда находится в закрытой посуде
- рокуро: гончарное колесо
- сакэ: японский алкогольный напиток из риса. Также под словом сакэ подразумевают все алкогольные напитки в общем.
- сара: тарелка
- сенча: заваренный чай
- Шибуи (прилагательное), шибуми (существительное), или шибуса (существительное) – слово в японском языке, обозначающее эстетику простой, непритязательной и ненавязчивой красоты. Японцы употребляют это слово не только в контексте керамики, но и в повседневной речи.
- Тамба: японская керамике
- Токкури: бутылка или фляжка, сосуд для хранения сакэ
- Цубо: кувшин, жбан
- Ваби саби: даже несовершенное обладает собственной красотой. Это выражение может употребляться по отношщению к чему угодно, не только к керамике.
- Якимоно: гончарное дело или «обожжённый предмет»
- юноми: чашка для чая
Древние японские гончарные изделия и керамика
- Керамика Дзёмон (14 000-300 лет до нашей эры)
Эпоха Дзёмон – период зарождения японского гончарного дела. «Дзёмон» на японском буквально обозначает «витая веревка». В изготовлении глиняной посуды применяли спиральную технику, поверхность изделия еще по сырой глине покрывали веревками из соломы, специальной палочкой вдавливали их в глину, чтобы на поверхности остались характерные отпечатки. Древняя глиняная посуда Дзёмон, как правило имела коническую форму и не отличалась хорошей устойчивостью. Эпоха Дзёмон также известна глиняными фигурками Догу.
- Керамика Яёй (400-250 лет до нашей эры)
Свое название этот период получил от названия Яёй-чо, Токио, места где в 1884 году впервые была обнаружены гончарные изделия того периода. Также как посуда Дзёмон, предметы Яёй сделаны из глины. В стиле нельзя не заметить влияние традиции Дзёмон, однако гончарные изделия Яёй были сделаны из более качественной глины, поэтому посуда получалась более изящной, с тонкими стенками. Для декора часто использовали гребень, с помощью которого оставляли следы на еще сырой глине.
Сэто и Шесть старых мастерских
- Гончарные изделия Муромачи: 1333 - 1573
Гончарная традиция Сэто зародилась в средние века. В окрестностях Сэто, в Бидзене, Этидзене, Сигараки, Танба и Токонамэ располагались довольно крупные гончарные мастерские. Все они занимались производством керамической посуды и гончарных изделий, в основном это были неглазурованные остеклованные предметы, которые поначалу использовались буддистскими и синтоистскими монахами в качестве ритуальных сосудов. Посуда из Сэто не была похожа на продукцию остальных мастерских, ее отличительной чертой была глазурь из золы.
- Гончарные изделия Сигараки
Непредсказуемость процесса обжига для японской керамики пошла только на пользу. На изделиях, не покрытых глазурью в процессе обжига остаются отметины, не предусмотренные дизайном. Гончары не пытаются исправить их, а оставляют как есть, во многих случаях такие спонтанные изменения в процессе обжига лишь добавляют гончарному изделию особенной красоты и колорита.