Зачем фарфор саксонский, германский, кузнецовский, когда на свете есть граненые стаканы, в них видно без обмана, в них видно распрекрасно, где белое, где красное и их не перечесть. Е. Яровая. И, тем не менее, зачем-то же он нужен!... Иначе как объяснить баснословную стоимость изделий из саксонского, иначе говоря, мейсенского фарфора , которая, кажется, только распаляет коллекционеров?
Репутацией старейшей в Европе марки? Желанием людей жить красиво? Или просто поднимающейся в душе волной восхищения при виде предметов, как будто вылепленных из той же божественной глины, из которой создатель сотворил Адама?...
Удивительно, но за глазурными ручками мейсенских дам, за тощей фигурой обаятельного Арлекина, за умилительными фигурками фарфоровых зверюшек, тончайшими чашечками и пузатыми чайничками, скрывается практически детективная история. На востоке фарфор уже производили во всю, привозили в Европу прекрасные изделия, но несмотря на похищенный в 16-м веке португальцами образец каолина, европейцы повторить изготовление фарфора самостоятельно не могли.
И только в 1710 в городе Мейсен (округ Дрездена, Саксония) Иоганн Бёттгер открыл способ производства фарфора. Был он и алхимиком, пытавшимся раскрыть секрет превращения песка в золото, и, банальным фальшивомонетчиком (как видите, в алхимии он все же преуспел!)
К моменту открытия секрета фарфора Бёттгер за свои шуточки с фальшивым золотом томился в тюрьме саксонского курфюрста, и выпущен был только как подмастерье геолога Чирнхауса, как раз бившегося над загадкой каолинового «теста». Бёттгер загадку разгадал, дело с Мейсенской мануфактурой поставил на широкую ногу, а потом собрался бежать в Пруссию. Но тайные агенты не дремали, мастера снова схватили, и на этот раз из тюрьмы он уже не вышел… Существует даже версия о том, что его отравили по приказу курфюрста!
Правда, его помощникам удалось бежать, и начали появляться фарфоровые заводы по всей Европе - Венский, Севрский, Берлинский… Однако к Мейсенскому фарфору гений прикоснулся первым, потому мейсенский фарфор, или, говоря в общем, саксонский, мы считаем одним из лучших.
Так появился твердый фарфор, состоящий из пластичного тугоплавкого каолина и полевого шпата, крепкий, непроницаемый, нежный на вид, отличающийся чистейшим волшебным звоном. Кстати, фарфор является воплощением единения четырех стихий - Земля, Вода, Воздух и Огонь - не потому ли его так любили китайцы, не потому ли за ним, как за символом гармонии, так гонялись европейцы?
Первые мейсенские изделия были из коричневого керамического фарфора. Фарфоровая посуда получалась сдержанной, матовой, а к середине века немцы освоили роспись сосудов по мотивам китайского фарфора.
Наиболее характерные и драгоценные изделия из мейсенского фарфора относятся к периоду 1735 - 1765 годов: появляются сервизы, табакерки, фигурки животных, жанровые и галантные сценки, пасторали, персонажи комедии дель арте. В 19-м веке завод скорее «реновировал» уже найденные образы, но концептуально ничего не менял.
Большой вклад в дело становления саксонского фарфора внесли и независимые живописцы - «хаусмалеры». Удивительно, но именно немецкие мастера, расписывающие фарфор золотом или серебром, и дали название новому фарфоровому жанры - «золотые китайцы».
Самое крупной русское собрание Мейсенского фарфора принадлежало графу Шереметеву, а потому, и по сей день, представлено в музее керамики в Кусково.
Существовали, конечно, и существуют, в Германии и другие заводы по изготовлению фарфора, но как с Мейсенской мануфактуры все началось, так ею и продолжается: чашка или статуэтка с голубыми мечами (подлинность мейсенского фарфора должна быть подтверждена маркой завода, синими мечами, нанесенными подглазурной росписью, украшающими изделия с 1725 года) - по-прежнему вожделенный предмет любого коллекционера.
Кира Кратная