Венеция - это уникальная городская система, связанная с водой, основанная на воде, живущая благодаря воде. Но не водой единой привлекательна Венеция, город, который в силу своей специфики просто обречен сохранять исторический колорит. Если большинство европейских городов расстались с наследием Средневековья, то Венеция, где просто нет возможности строить современные многоэтажные здания, его как раз сохранила. И во многом средневековый колорит сохраняют многочисленные соборы Венеции.
Соборов много, соборы разные
Практически каждый венецианский собор имеет богатейшую историю и достоин внимания и восхищения. Так, на площади Сан-Поло располагается Собор Санта-Мария Глориоза Деи Фрари, обладающий непростой судьбой: его строил францисканский монашеский орден на протяжении почти целого столетия, с 1250 по 1338 годы, однако в начале XV века он был разрушен, и его пришлось восстанавливать, практически отстраивать заново. Правда, в архитектурном плане это лишь пошло собору на пользу: он был богато украшен мрамором, его колокольня достигла высоты семидесяти метров, сама церковь стала одним из шедевров готической архитектуры. Собор Санта-Мария Глориоза Деи Фрари был освящен в 1492 году, впоследствии его украсили своими произведениями такие великие художники, как Джованни Беллини, Тициан и Донателло.
У самого крупного купольного собора Венеции, Собора Санта-Мария делла Салюте, другая история: в 1630 году город охватила катастрофическая эпидемия чумы, от которой не было спасения. Дож, глава Венецианского государства, во всеуслышание объявил, что если город спасется от страшной напасти, то будет построен собор «во имя здоровья» («здоровье» - «salute»). В 1631 году чума отступила, забрав около 100 тысяч жизней (треть населения города) и незамедлительно было начато строительство Собора. Это дело поручили архитектору Бальтазару Лонгену - и спустя пятьдесят лет, в 1681 году, имеющий восьмигранную форму и два разновеликих купола Собор Санта-Мария делла Салюте был закончен. Примечательность его не только в том, что в нем по сей день ежегодно служат особую мессу в честь избавления от чумы, и не только в том, что здесь находятся произведения, например, Тициана и Тинторетто, но и в том, что фундаментом этого величественного здания служат более ста тысяч вбитых в топкую почву деревянных свай.
Главный собор - небесному покровителю города
Еще об одном соборе Венеции просто невозможно не рассказать хотя бы вкратце, потому что во многом Собор Сан-Марко стал символом и культурным синонимом самой Венеции. Дело в том, что Собор посвящен апостолу-евангелисту Марку, который считался и считается небесным покровителем и заступником города. На первый взгляд, это может показаться странным в случае с Марком, иудеем по рождению, умершим в Александрии и жившим в те времена, когда ни о какой Венеции и слуху не было. Однако древние предания прочно связывают святого Марка с этим городом: по легенде, когда он возвращался на из миссионерской миссии в Западную Европу, то остановился на ночлег на одном из остров Венецианской лагуны и во сне ему явился ангел с пророчеством, по которому Марк найдет вечное упокоение на этом самом месте. Этой легендой в начале IX века воспользовались венецианские купцы, которые находились в Александрии в период разрушения арабами христианских храмов и гробниц, и вывезли мощи апостола-евангелиста Марка в Венецию. Само собой разумеется, такая святыня требовала отдельного Собора, который возводился несколько раз, а в современном виде в общих чертах был возведен к началу XII столетия, но дополнялся, увеличивался и украшался еще до последних лет XV века.
На протяжении Средних веков и Нового времени Собор Сан-Марко являлся не только центром религиозной жизни города и государства, но и, наряду с Дворцом дожей, был одной из главных площадок политической жизни Венеции. Ведь здесь не только проводились самые важные и торжественные богослужения, но и основные государственные церемонии, такие, как посвящение в должность венецианских дожей, вручение символов власти флотоводцам, торжественная встреча посольств и освящение международных договоров. Что касается непосредственно архитектурной и культурной ценности Собора Сан-Марко, то ее невозможно переоценить. Ведь Собор Сан-Марко - это не только образец синтеза многих архитектурных стилей, которые находили отражение в его внешнем виде и внутреннем убранстве на протяжении четырех столетий строительства, Собор во многом показывает, какой была храмовая византийская архитектура тысячелетней давности: ведь он был возведен по образцу Церкви Двенадцати апостолов в Константинополе, которой ныне не существует. В конструктивном плане Собор Сан-Марко - это пятиглавный (с пятью куполами) крестово-купольный храм, сложенный из кирпича, что сейчас довольно сложно заметить благодаря мраморной отделке.
Александр Бабицкий