Когда-то именно море принесло Венеции славу, богатство и процветание, но оно же и разрушает этот древний город. Наводнения («аква альта» - высокая вода) в Венеции случаются ежегодно с первых лет ее существования, но особенно увеличилось их количество в XX веке. Так, согласно выводам ученых, за последнее столетие город погрузился в море на двадцать три сантиметра, а главная его достопримечательность, площадь Сан-Марко, выше уровня моря лишь на пять сантиметров. В среднем двести дней в году она в той или иной степени находится под водой.
Жизнь на воде
Основная причина затопления города в том, что Италия располагается на Африканской тектонической плите, которая практически незаметно, но постоянно передвигается на север, Венеция опускается в море, а Альпы, наоборот, становятся выше. Процесс усугубляется «обезвоживанием» почвы под городом - артезианские воды забираются для хозяйственных нужд, в результате чего происходит просадка грунта. Не стоит забывать и об общем поднятии уровня мирового океана вследствие глобального потепления
Туристы, приезжающие в Венецию, относятся к наводнениям как к развлечению, особенно учитывая тот факт, что в каждой гостинице есть запас высоких резиновых сапог для отдыхающих, а на улицах возводятся аварийные мостки высотой около ста двадцати сантиметров. А вот местным жителям не до веселья - они вынуждены перебираться все выше, поэтому первые этажи большинства зданий нежилые, их окна замурованы. Кроме того, большинство венецианцев постоянно готовы к бегству - если приближается угроза сильного наводнения, горожан предупреждает об этом вой сирены. Он повторяется определенное количество раз в зависимости от уровня опасности.
Все здания в Венеции выстроены на деревянных сваях, расположенных частоколом, которые забиты в грунт на глубину до десяти метров. Поверх свай уложены платформы из бревен, и только на них - каменные фундаменты. Кроме того, начиная с XII века, венецианцы регулярно проводили работы по сооружению каналов и дамб с целью отвода рек в море в обход лагуны, укрепляли берега насыпями и каменными блоками. И если долгое время этих мер было достаточно для борьбы с морем, то история города в XX веке показала, что для его спасения нужны гораздо более решительные мероприятия.
Самые крупные наводнения
Упоминания о первом крупном наводнении в Венеции относятся к 589 году, после этого они случались регулярно. Некоторые были очень серьезными - например, согласно хроникам, в 1240 году вода поднялась выше двух метров. В начале XVI века управлявший городом совет постановил жестоко наказывать всех, кто посмеет расширить каналы, отвести воду или проложить трубу под землей вопреки утвержденному плану.
Регулярные наблюдения за уровнем колебаний воды начали вестись с 1872 года. Самое сильное наводнение, согласно их выводам, произошло 4 ноября 1966 года, когда вода поднялась на сто девяносто четыре сантиметра, а скорость ветра достигала ста пятидесяти километров в час. Этот день явно продемонстрировал, что все принимавшиеся ранее меры для спасения города не имеют эффекта. Крупные наводнения XXI века произошли в 2000, 2002 и 2004 годах, в 2008 площадь Сан-Марко была покрыта 160-сантиметровым слоем воды, а в 2009 году ее уровень достиг ста сорока пяти сантиметров. В 2007 году Венеция была внесена ЮНЕСКО в список памятников, существованию которых угрожает опасность.
«Моисей» против «аква альта»
Еще в 2001 году специальной комиссией во главе с Сильвио Берлускони был принят проект спасения города, получивший название «Моисей» в честь библейского старца, который, по преданию, смог раздвинуть воды Красного моря. Согласно проекту, вокруг Венеции должно быть установлено семьдесят девять шлюзов, которые в случае приливов будут пониматься вместе с водой, тем самым закрывая лагуну от моря. Кроме того, решено было осуществить поднятие Гранд канала на двадцать сантиметров, малые острова оградить по периметру парапетами и соорудить современные системы для отведения дождевой воды.
Противниками проекта «Моисей» выступили многие экологические организации, представители которых уверены, что бетонные берега превратят лагуну в грязную лужу, убив все живое в ней. Однако, по мнению правительства Италии, другой возможности спасти город нет. Работы по осуществлению этого грандиозного замысла (который уже назван самым большим инженерным проектом в мире) начались в 2003 году, в настоящее время они выполнены почти на две трети, а завершение строительства планируется на 2014 год. Сможет ли «Моисей» спасти жемчужину Адриатики - покажет время.
Дарья Цветкова