Когда солнце светит все реже, на Венецию опускается туман, а с улиц исчезают толпы туристов, город успокаивается и демонстрирует свою новую красоту - загадочную, раскрывающуюся далеко не каждому. Даже главный зимний венецианский праздник - знаменитый карнавал – хранит ощущение тайны. Венеция зимой иная, но не менее прекрасная, чем летом.
Город в тумане
Среди зимних месяцев самым удобным для путешествий в Венецию считается январь. Именно в январе не так часты сильные наводнения, как, например, в декабре, уже схлынул поток «рождественских» туристов, а «карнавальные» еще не прибыли, а значит можно без спешки и толчеи рассмотреть все достопримечательности города и в одиночестве посидеть в уютном кафе. Главное бедствие Венеции - наводнения - случаются, как правило, в ноябре-декабре, но иногда вода может подняться и в январе. Впрочем, подготовленных туристов это мало пугает - номера в гостиницах располагаются не ниже второго этажа (первый же, холл отеля, вполне может оказаться затопленным), а на улицах устанавливаются деревянные переходы.
Своих гостей венецианская зима, начиная с ноября, встречает туманом и сыростью, но, по мнению многих туристов, серое марево, свинцовые тучи и дождь - лучшие декорации для этого города, на фоне которых его достопримечательности кажутся более величественными, и даже Собор Святого Марка становится храмом, где можно не только восхищаться, но и молиться, думая о вечном. С приходом зимы открывается и театр Ла Фениче, считающийся одной из лучших оперных сцен Европы, труппа которого дает спектакли до весны.
Венецианский карнавал
Если же душа требует не тишины и покоя, а фееричного праздника, стирающего условности, - лучше отправляться в Венецию в феврале, когда в городе проходит знаменитый двухнедельный карнавал. Улицы, мосты, каналы превращаются в площадку для веселья, танцев, шествий в костюмах и масках. Принять участие в них может любой желающий - достаточно лишь приобрести необходимую экипировку, которая продается буквально на каждом углу.
Принято считать, что венецианский карнавал возник в XI веке, когда вся республика праздновала получение налоговых льгот от Константинополя. По другой версии, праздник предшествовал Великому Посту, чтобы можно было вдоволь навеселиться перед длительным отказом от развлечений и мясной пищи. Так католическая церковь «приспособила» древний праздник в честь бога Сатурна к новой вере.
С течением времени карнавалы превратились в своеобразную демонстрацию достижений и военных побед, а начиная с XVIII века их главными действующими лицами становятся герои уличной комедии дель-арто - Пьеро, Арлекин, Коломбина и другие. Обязательный праздничный атрибут - маска, которая, скрывая лицо своего владельца, позволяет ему нарушать не только социальные условности (бедные граждане участвовали в празднике наряду с представителями обеспеченных семей), но и приличия, создает волнующую атмосферу вседозволенности, фривольности и флирта.
Утверждают, что в дни карнавала даже венецианские монастыри становились танцевальными залами, куда допускались мужчины (разумеется, в масках). В Венеции это вполне возможно, ведь этот город долгое время был единственным в Европе, в котором была узаконена проституция, поэтому легкомысленные настроения витали в морском воздухе. Маски стали настолько популярны в Венеции, что жители города носили их даже в обычные дни, часто скрывая под этой личиной неблаговидные поступки.
Интерес к карнавалу стал угасать, начиная с XVIII века, но в конце 1970-х годов праздник был возрожден по вполне прагматичным соображениям - с целью привлечения туристов. В 1996 году появился даже карнавальный гимн, написанный знаменитым кутюрье Пьером Карденом. В настоящее время праздник продолжается две недели - по улицам проходят оркестры, уличные театры, на площади Святого Марка устраиваются представления с песнями, фейерверками и тоннами конфетти.
Венеция принимает гостей круглый год, но только зимой она становится похожа на сказку, приоткрывая романтическую завесу тайны и ненадолго показывая непосвященным свое настоящее лицо, печальное и задумчивое, но озаряющееся светом и яркой улыбкой во время карнавальных шествий.
Дарья Цветкова