Тот или иной город может быть чрезвычайно богат различными культурными, архитектурными и историческими памятниками, однако у большинства людей даже самые роскошные в этом плане мировые центры все равно ассоциируются с одним - двумя наиболее часто упоминаемыми объектами. Например, Париж, несмотря на огромное количество достопримечательностей, для рядового туриста - это, прежде всего, Лувр и Эйфелева башня, при упоминании Барселоны тут же всплывает Собор Святого Семейства. А когда речь заходит о Венеции, то непременно говорят о ее водных каналах и о Дворце дожей, настоящем символе города, впитавшем в себя его могучую культурную, политическую и экономическую историю.
Памятник европейским Средним векам
Это сейчас Венеция является туристическим центром, пользующимся большой популярностью у туристов со всего света благодаря традиционной репутации одного из наиболее романтических мест на планете. Безудержному, яркому и в чем-то мистическому венецианскому карнавалу и грамотной рекламе. А в Средние века, примерно с VIII-IX веков, это была одна из мощнейших сил Западной и Центральной Европе. Выгоднейшее в стратегическом плане местоположение Венеции, оказавшееся на самом средоточии торговых путей между Западным и Восточным Средиземноморьем, привело к тому, что Венецианская республика благодаря своим доходам и сильному флоту была весомым факторов европейской политики.
Главное административное здание государства являлось резиденцией дожей (дож - титул сменяемого главы Венецианской средневековой республики). Однако долгое время дворец дожей представлял собой сначала просто небольшую крепость, способную защититься от нападения врагов, а затем довольно массивное, но достаточно убогое деревянное строение. К тому же деревянный дворец периодически сгорал дотла, и его восстанавливали на скорую руку. Но к началу XIV века Венецианская республика крепко встала на ноги, ее флот обеспечил городу надежную защиту, государство все богатело и богатело. В такой ситуации иметь какую-то лачугу вместо дворца дожей было уже делом государственного престижа. И в 1309 году архитектору Филиппо Календарио было поручено начать строительство каменного Дворца дожей, который был бы достоин великой Венеции. Строительство растянулось на столетие, затрудняемое пожарами, и в общих чертах было окончено в 1424 году, став ярчайшим примером «итальянской готики». Впоследствии Дворец дожей еще несколько раз повреждался пожарами, что влекло его частичную перестройку, однако в общих чертах здание сохранило черты, присущие ему в первой половине XV столетия.
Величие снаружи, великолепие внутри
Внешний вид венецианского Дворца дожей уникален, так как несет на себе отпечаток сразу нескольких исторических эпох, культурных традиций и архитектурных стилей. Он одновременно кажется и массивным, тяжеловесным и при этом ажурным, легким, изящным. К тому же на первый взгляд составные части фасада кажутся плохо сочетаемыми между собой. Дело в том, что верхние этажи держат тонкие, с обилием декоративных украшений колонны, кажущиеся легковесными. В этом отчасти чувствуется серьезное влияние культуры Востока, ведь Венеция как никакой другой город средневековой Европы имел тесные связи с арабским и азиатским миром.
Но здесь имели место и практические соображения: летом в городе довольно жарко, нещадно палит солнце, поэтому такое большое здание, в котором постоянно находится множество людей, очень нуждалось в решении вопроса со свежим прохладным воздухом. Эти задачи и решают два нижних этажа - они одновременно создают спасающую от зноя тень и дают доступ свежему воздуху. Поэтому и стены второго этажа кажутся будто прозрачными, «собранными» из воздуха. Третий этаж по высоте равен двум нижним и его фасад отделан особым розовым мрамором, который пронизан высокими стрельчатыми окнами. Так что, несмотря на различные культурные влияния, в основе своей Дворец дожей это все-таки творение готики со многими ее характерными чертами. Особое место во внешнем виде Дворца дожей играют парадные ворота - мраморный Порта делла Карта («Бумажные ворота»), готические черты которого особенно очевидны.
Но, как бы величественен и привлекателен Дворец дожей ни был снаружи, главные его сокровища внутри. И это вовсе не сами по себе несколько роскошных и обладающих уникальным интерьером Залов Дворца («Зал Большого Совета», «Зал жребия», «Зал Совета Десяти», «Посольский Зал», «Зал Компаса» и другие) или не имеющая аналогов Золотая Лестница. Главным сокровищем Дворца дожей является украшающая его живопись - та самая живопись, которая создала в рамках Итальянского Возрождения оригинальную венецианскую живописную школу. Здесь можно насладиться картинами великих Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе (в случае с последним осталась лишь одна картина, «Старик, сидящий у ног женщины» - остальные шедевры были в разные времена вывезены теми или иными захватчиками). Особую популярность снискала грандиозная картина Тинторетто «Рай», имеющая размеры 7 метров на 22 метра и «населенная» сотнями живописных персонажей.
Александр Бабицкий