Собор Парижской Богоматери - жемчужина Парижа, главный «герой» знаменитого одноименного романа Виктор Гюго и пронесшегося с успехом по всему миру мюзикла Нотр-Дам де Пари. Великолепие и красота Собора не перестают удивлять и очаровывать человечество вот уже не одно столетие, и разгадать его тайну пока никому не удалось. За всю историю существования собора он не раз оказывался на грани разрушения, однако благодаря усилиям многих поколений этот удивительный памятник сохранился.
Собор Парижской Богоматери: два столетия строительства
Готических храмов в Париже немало, но Собор Парижской Богоматери выделяется на их фоне удивительной пропорциональностью, гармоничным сочетанием всех деталей и конструкций, пугающей мощью и удивительной красотой. Первый камень фундамента был заложен королем Людовиком VII и папой Александром III. Сначала строительство велось только на главном фасаде. Башни же возвели спустя почти сто лет, а полностью собор предстал перед публикой уже в 1345 году. В течение двух веков планы строительства неоднократно менялись. Изначально архитектор собора епископ Морис де Сюлли планировал вместить в храм всех жителей Парижа, а их на тот момент было 10 тысяч человек. Но пока шло строительство, численность населения увеличилась в разы. В следующие века в соборе менялась мебель, тяжелые средневековые стекла уступили место более легким.
Трудные времена для собора настали, когда французские революционеры объявили религию вне закона, и Собор Парижской Богоматери был переименован в Храм Причины. Вернуть прежнее название смог только Наполеон в 1802 году на торжественной церемонии. Именно в этом соборе позднее он и был провозглашен императором.
В середине XIX века собор оказался на грани разрушения. Все одиннадцать ступеней лестницы ушли под землю, не стало и верхнего ряда статуй и великолепных цветных витражей. В 1841 году под руководством архитектора Виоле-ле-Дюка началась реставрация здания. В итоге до наших дней в первозданном виде дошли лишь витражи северного, южного и западного фасадов, а также скульптуры в хоре и на фасадах. В XIX веке появился и шпиль собора. Изначально светлый оттенок камня здания потемнел и, чтобы вернуть ему первозданный вид, было принято решение о чистке камня химическими растворителями. И теперь собор выглядит неотразимо, особенно на закате дня, когда слабые солнечные блики окрашивают его в розовые тона.
В Нотр-Дам де Пари, как и в остальных готических храмах, нет настенной живописи. Украшают интерьер лишь мраморные, восковые и серебряные статуи женщин, мужчин, епископов, королей и воинов. В соборе хранится величайшая святыня христиан - Терновый венец Иисуса Христа, который был доставлен в Париж в 1239 году. У западной двери храма находится место, с которого начинается отсчет расстояния во все направления Франции - отметка в «0 км».
Нотр-Дам де Пари: муза писателей, вдохновение для артистов
Оценили красоту и великолепие Собора Парижской Богоматери не только архитекторы, но и представители творческой богемы. В 1831 году был опубликован первый исторический роман, написанный на французском языке, - роман «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Его трогательная, захватывающая и драматичная история героев читается на одном дыхании на всех языках вот уже более полутора веков. Не теряющий своей актуальности шедевр заставляет сопереживать горбатому звонарю Квазимодо, восхищаться красавицей цыганкой Эсмеральдой, призывает к гуманизму и человечности, защите от несправедливости и зла. Собор Парижской Богоматери попал в роман вовсе неслучайно. Во все времена в Париже этот храм оставался последней надеждой для потерявших веру в себя. Автор призывал спасти храм, который на тот момент собирались либо модернизировать, либо вовсе сносить. После выхода романа в свет во всей Европе вспыхнуло движение в защиту готических памятников.
В 1998 году по мотивам романа Виктора Гюго был поставлен мюзикл Норт-Дам де Пари, который был занесен в Книгу Рекордов Гиннеса как проект, имевший самый грандиозный успех в первый год показа. После гастролей артистов мюзикла во Франции, Канаде, Бельгии и Швеции стали выходить и версии спектакля на русском, испанском, итальянском языках. В том же году появились американская и английская версии.
Побывать в Париже и не увидеть Норт-Дам де Пари - непростительная ошибка. Собор Парижской Богоматери навсегда вошел в историю как самый загадочный и удивительный храм, обладающий особой энергетикой. Он дает возможность прикоснуться к части истории французской столицы, а возможно, и всей Франции.
Анастасия Рылова