До недавних пор Опера Гарнье была самой крупной на континенте. Вся труппа театра Комеди Франсез легко могла поместиться в одном из подсобных помещений, а скрытые под внешним декором внутренние помещения порою достигали невероятных размеров. Так, например, расстояние от потолка до медного купола составляет целый этаж, который артисты использовали в качестве сцены для репетиций. С Оперой Гарнье связано немало легенд о призраках, до сих пор напоминающих о себе.
Строительство Оперы Гарнье
Наряду с Триумфальной аркой и Эйфелевой башней Парижская Опера является гордостью и достоинством Франции, хотя когда-то Шарлю Гарнье пришлось бороться за право на существование этого эклектичного проекта. Архитектору удалось удивительным образом совместить стиль итальянского фасада эпохи Ренессанса и испанский иезуитский стиль XVII века. Опера строилась очень медленно. Этап закладки фасада осложнился постоянно скапливающимися под фундаментом подземными водами. Темпераментный Гарнье временами впадал в отчаяние и уже был готов бросить свое детище, пока не удалось возвести двойную стену, которая помогла изолировать подвальные помещения от воды. Именно в этой стене разместил «камеру пыток» автор «Призрака Парижской Оперы» Гастон Леру. Легенда о Призраке Оперы жива и по сей день. Ходят слухи, что директора оперного театра запрещают сдавать кому бы то ни было одну из лож под номером пять. Эта ложа принадлежит призраку, где он периодически появляется спустя некоторое время после каждого спектакля. Нарушение этого запрета действительно не раз приводило к пагубным последствиям.
Крушение Империи и падение Седана прервало строительство Оперы на длительный срок, а революционеры устроили в уже готовых залах склады продовольствия. Возобновилось возведение Оперы уже после падения Коммуны, и когда здание было почти готово, случился пожар, но и он не помешал окончанию работ. В 1875 году президентом Мак Магоном было провозглашено торжественное открытие Оперы.
Великолепие Оперы Гарнье
Для декора внутренних помещений парижской оперы привозились материалы со всего мира. Потребовалось 23 километра чертежей. Однако, несмотря на внушительные размеры, большие кабинеты для администрации, залы для балета, хора, певцов, танцовщиков, оркестровую яму, гигантскую сцену и удивительной красоты парадную лестницу здание Оперы вмещает лишь 3 тысячи зрителей.
Фасад Оперы украшен скульптурными изображениями: бюстами знаменитых композиторов, однако самая известная - скульптура Карпо «Танец». Наравне с восхищением композиция из юноши с бубном и обнаженных танцовщиц вызвала и гнев общественности. В августе 1869 года скульптуру облили из бутылок черными чернилами. В 1932 году «Танец» был заменен копией из-за порчи мрамора выхлопными газами автомобилей. Подлинник теперь хранится в Лувре. От одного из черных пятен реставраторы не смогли избавиться до сих пор.
20 мая 1869 года во время спектакля, где присутствовали более тысячи зрителей, по непонятной причине упала огромная люстра. Списали ее падение опять же на проделки призрака, не дающего покоя Опере вот уже много лет. Тогда погиб лишь один человек, и многие зрители получили травмы. Это событие использовал для сценария кинофильма «Призрак Оперы» режиссер Дарио Адженто.
Внутренняя парадная лестница Оперы отделана яшмой , ониксом , мрамором и орлецом. Раньше это была своеобразная сцена, по которой дефилировали почетные гости театра. Лестница ведет к великолепному Большому фойе и входам в зрительный зал. Оригинально оформление Зеркально зала, потолок которого украшен вакханками и фавнами, а на стенах изображены сцены рыбалки и охоты, а также напитки: кофе, чай, шампанское. Красно-золотой зрительный зал, рассчитанный на 2 тысячи человек, выполнен в форме подковы. Потолок зала расписывал в 1964 году Марк Шагал. Этот элемент - единственный, выбивающийся из эклектичного стиля остальных интерьеров. Освещает зал огромная люстра весом в 8 тонн.
Строительство Оперы Гарнье обошлось Франции в 36 миллионов франков золотом. Опера прошла сквозь века, войны, пожары, революции, донеся до потомков свое величие, торжественность и роскошь, которой не устают восхищаться современники. Опера Гарнье заслуженно является жемчужиной Парижа, одним из величайших памятников истории и архитектуры, культурным наследием человечества.
Анастасия Рылова