Изначально слово «Пантеон» означало античный храм языческих божеств. Самым знаменитым Пантеоном древности является римский Пантеон, сохранившийся до наших дней, и ставший прообразом парижского Пантеона, о котором наш рассказ. Вообще-то в этом случае наблюдается прямо-таки мистическая история - ведь возведённая в знаменитом Латинском квартале церковь Святой Женевьевы, коей изначально и являлось здание парижского Пантеона, была задумана архитектором Жаком-Жерменом Суффло под впечатлением от римского Пантеона и с желанием использовать классические античные архитектурные принципы в создании монументального сооружения в центре французской столицы. И лишь уже после постройки сооружения, в бурные годы Революции, Пантеон стал Пантеоном, из католической церкви превратившись в своеобразное святилище новых героев. Но обо всём по порядку.
Не должно было быть никакого Пантеона...
Началось же всё с французского короля Людовика XV, которому в 1744 году случилось заболеть подагрой. Болезнь оказалась серьёзной, придворные медики были бессильны, и монарх оказался практически при смерти. Идеолог гедонистической придворной жизни, сформулировавший ставший нарицательным принцип «после нас хоть потоп», перед лицом смерти Людовик внезапно вспомнил о религии и стал давать один обет за другим. В числе этих обетов был и обет Святой Женевьеве, покровительнице Парижа, построить в случае исцеления в её честь самую большую и роскошную церковь в городе. Вскоре после принесения этого обета король выздоровел и, как уважающий себя монарх, решил исполнить слово. Правда, он не слишком торопился, не королевское это дело, поэтому строительство церкви началось лишь в 1757-1758 годах. Впрочем, такую задержку можно объяснить как забывчивостью короля, так и основательностью его замыслов - ведь, в конце концов, именно эта отсрочка позволила архитектору Суффло посетить Рим, увидеть римский Пантеон и вдохновиться им для создания одного из наиболее знаменитых зданий эпохи классицизма.
Но он всё-таки появился...
Строительство церкви Святой Женевьевы растянулось более чем на 20 лет, с 1757 по 1790 годы, отчасти из-за масштабов сооружения, отчасти из-за финансовых проблем, преследовавших французскую монархию в последние годы её существования. В 1780 году скончался Жак-Жермен Суффло, работу заканчивали его ученики. Однако стать полноценной церковью и исполнить обет Людовика XV перед Святой Женевьевой зданию так и не удалось. Власти революционной Франции (монархия была свержена в 1789 году), рассудили, что незачем такому великолепному строению служить мракобесию и предрассудкам (то есть религии), а лучше использовать его для захоронения тех великих людей, которые послужили своему народу. Тут же вспомнили о том, что подобную функцию уже на протяжении многих лет выполняет римский Пантеон, с тех самых пор, как в XVI веке там похоронили гениального художника Рафаэля.
Так церковь Святой Женевьевы превратилась в Пантеон, усыпальницу самых знаменитых и заслуженных людей Франции. Эту функцию Пантеон выполняет и по сей день на протяжении более чем 200 лет (с несколькими непродолжительными перерывами, когда церкви пытались вернуть её изначальное предназначение и использовать для богослужебных целей). Именно здесь похоронены такие люди, как Вольтер, Золя, Гюго, супруги Кюри и другие славные сыны и дочери Франции. Правда, с самого момента обретения Пантеоном нового статуса захоронения здесь осуществляются лишь по прошествии определённого значительного времени со дня смерти: так повелось после того, как в 1790-е годы здесь были торжественно погребены революционеры Мирабо и Марат, а потом оказалось, что они были не совсем правильными революционерами и их пришлось из Пантеона изымать. Последним на сегодняшний день человеком, обретшим в Пантеоне славный покой, стал Александр Дюма-отец, чьё тело было перенесено под величественные своды в 2002 году.
Немного архитектуры
Если же говорить непосредственно об архитектуре парижского Пантеона, то нужно восстановить справедливость по отношению к Жаку-Жермену Суффло, о творении которого многие думают лишь как о слегка модернизированной версии античного римского Пантеона. В действительности же для середины XVIII столетия архитектурная концепция, реализованная Суффло и его учениками в парижском Пантеоне, была во многом революционной. В Пантеоне удивительно гармонично сочетаются классические каноны античной архитектуры и изысканная утончённость стиля барокко - именно это сочетание и стало основой архитектурного классицизма Нового времени.
Суффло изначально стремился соединить лучшие достижения мировой архитектуры, создав шестиколонный греческий портик, масштабный купол по образцу римского Пантеона, придав внутреннему убранству готическую лёгкость, воздушность, устремлённость ввысь и наполненность светом, использовал при этом сводчатые потолки в романском стиле. Правда, творению Суффло не удалось избежать изменения первоначального замысла и некоторых слабостей, однако и первое, и второе характерно практически для всех выдающихся архитектурных творений. Так, на решающей стадии строительства католическая церковь начала активно возражать против отчётливо греческого (то есть православного) плана здания (в форме равноконечного креста), из-за чего всё-таки пришлось удлинить два крыла здания для придания привычного западного вида. К тому же обстоятельства строительства - трудности с финансированием, смерть автора концепции за 10 лет до полного окончания работ - привели к тому, что здание не слишком прочно в конструктивном плане и от этого нуждается в постоянном мониторинге и периодической реставрации. Однако Пантеон, в дальнейшем подвергавшийся лишь косметическим обновлениям и определённым изменениям интерьера, всё равно является одной из главных достопримечательностей Парижа и зданием, послужившим одной из основ современной архитектуры.
Александр Бабицкий