В октябре 2007 года в Соборе Парижской Богоматери состоялось событие, которое привлекло сюда тысячи верующих - возле одной из великих раннехристианских святынь, Тернового венца Спасителя, служил молебен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Между тем, до 1806 года эта и другие реликвии находились в часовне, построенной специально для их хранения. Это знаменитый собор Сент-Шапель, одна из главных достопримечательностей Парижа.
От крестовых походов - к архитектурным шедеврам
9 августа 1239 года из местечка Вилльнев л'Аршевек, что в двадцати километрах от Парижа, выдвинулась странная процессия. Состояла она из придворных Людовика IX, а возглавлял шествие сам король, узнать которого было довольно сложно. Сменив монаршие одежды на рубище, он нес в столицу Франции драгоценный ларец с христианскими святынями. Среди них - терновый венец Христа, гвозди, которыми Спаситель был прибит к кресту, частицы римского копья, принадлежащего одному из участников казни.
В истории довольно часто уживаются рядом подлость и благородство, алчность и великодушие, уродство и красота. Один из красивейших готических соборов Европы никогда не был бы построен, если бы не постыдное событие эпохи крестовых походов - разграбление Константинополя, столицы Византии. Император Латинской империи Балдуин II, ставший в результате обладателем несметных богатств, продал часть их французскому монарху за сто тридцать семь тысяч ливров (огромные по тем временам деньги).
Специально для хранения этих ценностей, а также частицы Креста Господня, приобретенной Людовиком тремя годами позже, в центре Парижа был построен Собор Сент-Шапель (Святая Часовня). Задумывался он как капелла-реликварий, которая своим внешним видом должна была напоминать ларец для хранения драгоценностей. Кроме того, король планировал совершать здесь молитвы, а значит, убранство часовни призвано было подчеркивать частое присутствие монаршей особы. Всего за три года, с 1245 по 1248, эта задача была решена Пьером из Монтрейля, одним из самых великих зодчих того времени.
Лучистая готика
Уже внешне Собор Сент-Шапель поражает не только красотой, но и продуманностью инженерных и архитектурных решений. Это две церкви, построенные одна над другой, при этом отсутствуют громоздкость и тяжеловесность, свойственные ранней готике. Высокие стрельчатые окна, направленный ввысь шпиль, ажурные элементы декора словно «вытягивают» капеллу, устремляя ее к небесам. Впечатление необыкновенной легкости подчеркивается и отсутствием массивных несущих конструкций: каменные стены очень тонкие и при этом крепкие благодаря использованию металлических скоб для укрепления блоков.
Нижний семиметровый ярус, посвященный Деве Марии, богато украшен фресками, медальонами с изображением апостолов и геральдическими лилиями. Предназначался он для совершения молебна придворными Людовика IX. Альков, созданный для молитвы членов королевской семьи, располагается на втором ярусе, посвященном Терновому Венцу и Кресту господню. Здесь же находилась хрустальная Рака, в которой хранились реликвии. Доступ к ней имел только король, который лишь по большим праздникам показывал Раку верующим через стекло.
Второй ярус, имеющий двадцать метров в высоту, поражает не столько роскошью, сколько ощущением воздушности, невесомости, пространства и света. Может показаться, что здесь полностью отсутствуют стены, а помещение состоит из одних лишь окон, которые играют всеми цветами и делают воздух прозрачным, кружевным и дрожащим под лучами солнца. Не случайно подобный стиль получил название «лучистая» готика, а Собор Сент-Шапель считается одним из лучших его образцов.
Разгадка этого эффекта - в конструкции и размерах окон второго яруса, общая площадь которых составляет шестьсот восемнадцать квадратных метров. Богатство красок обеспечивают роскошные витражи, изображающие тысячу сто тридцать четыре библейских сюжета (более двух третей из них - подлинные), и знаменитые «розовые окна». Здесь полностью отсутствует характерное для многих католических соборов ощущение подавленности и мрачности, напротив, капелла Сент-Шапель - это праздник цвета, света и радости жизни.
Собор стал свидетелем многих событий истории Франции. Хранящиеся в нем реликвии были конфискованы во время Французской революции (а позже переданы на хранение в Собор Нотр-Дам де Пари), а сама капелла - приспособлена под склад, а затем выставлена на продажу как «национальное имущество». Кто знает, как сложилась бы судьба одного из прекраснейших памятников архитектуры, если бы на него нашелся покупатель. Однако этого не произошло, собор был реставрирован, и сегодня он по праву считается не только национальным, но и мировым историческим памятником.
Дарья Цветкова