Старинные часы в домашних кабинетах, на каминных полках, на письменных столах - это те предметы, за которыми скрываются целые эпохи. В них - история семей, общества и стран. Одни часы показывают богатое наследие, сохранение традиций, другие - потайные стороны и желания, которые так же интересны, как работа невидимого механизма внутри, отсчитывающего мгновения столетий.
История создания часов насчитывает многие века, на протяжении которых создавались интересные и сложные, настенные и карманные, деревянные и бриллиантовые шедевры. Многие «старички» дожили до создания современных супермеханизмов, но за ними продолжают гоняться коллекционеры и тратить на них целые состояния.
Напольные, английские, дедушкины
Впервые напольные часы увидели свет в середине XVII века, когда в 1658 году Кристианом Гюйгенсом был изобретен маятник. Уже тогда они представляли собой величественных исполинов с резными корпусами из красного дерева, дуба, ореха, и даже африканского эбена. Несмотря на высокую популярность швейцарских мастеров и их высокоточных механизмов, лидерами по производству строгих и элегантных напольных часов были англичане, например, Джон Гаррисон или Джордж Грехэм. А Томас Томпион, живший с 1639 по 1713 год, создавал великолепные экземпляры, которые встречаются в музеях по всему миру. Одна из его работ - кабинетные часы Longcase Clock, которые воплотили в себе все мастерство Томаса. Корпус был изготовлен с помощью техники «маркетри» - ручное выкладывание мозаичных орнаментов из миниатюрных пластин дерева. Причудливые узоры, напоминающие раскрытые бутоны соцветий, были сконструированы из «лепестков» оливкового дерева, дуба, а также слоновой кости. Латунные элементы покрыты позолотой и серебром. В настоящий момент они представлены в Metropolitan Museum of Art (музей искусств Метрополитен, США).
Антиквариат на камине и столе
Вслед за напольными популярность обрели и каминные, и настольные часы. Мастера стали использовать все больше драгоценных материалов, заменяя деревянные элементы золотом и самоцветами. Так, весьма интересные экземпляры у Джеймса Кокса, английского часовщика XVIII века. Свои работы он выполнял в основном для восточных рынков, точнее, для правителей и высокопоставленных лиц Китая, Турции. Например, золотые настольные часы, изображают китайского мальчика, толкающего повозку с госпожой. Дама держит многоярусный зонтик, инкрустированный жемчугом , бриллиантами и самоцветами в серебряной оправе и серебряным петушком на верхушке. Сам механизм часов расположен по центру, циферблат покрыт белой эмалью, а стрелки позолочены. Наиболее выдающаяся работа Джеймса Кокса храниться в Эрмитаже - это знаменитые Часы с Павлином в клетке. При достижении стрелками определенной метки начинают бить куранты, павлин раскрывает золотые крылья, сова вторит такту механизма, а петух начинает петь.
Часы для пастора и грешника
При выражении «старинные часы», на ум приходит лишь звук бьющих курантов, серебряное блюдце маятника, отбивающего такт, и деревянный шкафчик, в котором спрятан этот гигантский вечный механизм. Однако истинные знатоки знают, что самую настоящую историю скрывают карманные и нагрудные часы.
Когда в далеком 1540 году католическая церковь подвергла гонениям многих европейских часовщиков-протестанов, все они направились в земли Швейцарии. В Женеве был настоящий протестантский центр, но властвовал запрет на роскошь, ювелирные изделия, и, конечно, драгоценные часы. Так и появились первые нагрудные часы, которые мастера все равно делали из тех же материалов, но скрывали их под покровом одежды от посторонних взглядов. Например, объемный крест, хранящийся в Музее Московского Кремля, представляет собой миниатюрный часовой механизм со стрелками и циферблатом, закрепляющийся в специальную рамку-подвеску. Предназначался такой крест, конечно, для пасторов и священнослужителей, и имели название «аббатисты».
А в начале XVII столетия у европейской знати и аристократии появилось новое, весьма пикантное увлечение - карманные часы с секретом. Как раз в этот период начался рассвет искусства расписной эмали. Часовщики изображали на крышках и циферблатах яркие орнаменты на тему флоры и фауны, райских птиц, фигуры женщин в роскошных платьях и в окружении амуров. Но больший интерес привлекли миниатюры эротических сцен, которые порой были весьма откровенны. Художники помещали свои картинки на заднюю панель часов под дополнительную крышку. Иногда там же помещали и объемные фигуры-жакемары, которые под действием работы механизма двигались в такт. Такие «секреты» были настолько популярны, что часовые мастера еще на протяжении нескольких столетий использовали подобную задумку в своих изделиях. Например, эту традицию продолжили Blancpain, Hublot и Chopard, чьи модели без сомнения войдут в историю под названием «Старинные часы».
Елена Пондина