Ренуар на мировых аукционах: флагман импрессионизма

11 Июня 2009

Ренуар на мировых аукционах: флагман импрессионизма Если бы Ренуару сказали, сколько будут стоить его полотна всего лишь через какое-то жалкое столетие, он бы просто расхохотался, посчитав названную цену не слишком удачной шуткой. А современные почитатели Ренуара умирают от зависти к тем, кто участвовал в 1875 году в аукционе в отеле «Друо» и имел возможность приобрести картины художника всего-то за 100 франков, а то и куда дешевле.

В 1990 году на аукционе Кристи копия картины Ренуара «Мулен де ля Галетт» (одно из «программных» произведений), исполненная самим художником, была продана за $78 млн. Беспрецедентный и потрясающий рост цен за такой несоизмеримо короткий промежуток времени.Мулен де ля Галетт

Сейчас кажется удивительным, что французских импрессионистов и неоимпрессионистов, так активно и даже агрессивно не признаваемых ранее, вдруг настолько полюбила публика. Странно, что не полюбила раньше, ведь импрессионизм - это очаровательная бездумность, утонченный гедонизм, нежность иллюзий. Странно, что любят сейчас. Или все дело именно в легкости и бездумности, с которыми зритель погружается в полотна импрессионистов. В изысканной утонченности картин, предлагающих иллюзорную сказку.

Но факт остается фактом - Ренуар необычайно популярен. Его полотна пользуются ажиотажным спросом. Они представляются надежным вложением капитала даже во времена мирового финансового кризиса. А ведь картины - товар очень специфический. Это не нечто «народного потребления». Картины требуют знатока, да не просто, а с большими деньгами. Тем не менее, сейчас предпочитают инвестировать в Ренуара, нежели в производство. Ренуар кажется стабильнее, кроме того, он действительно не подвержен кризисным веяниям.

Легкие полотна Ренуара обеспечили успех и признание потомков не только для самого художника, но и для остальных импрессионистов. Более того, Ренуар - один из факторов успеха любой авангардной живописи. Именно Ренуар стал показателем того, что эстетические ценности преходящи и относительны, что мода - не нечто застывшее навеки, а - пластичное, изменяемое понятие. Полотна Ренуара, над которыми смеялись современники художника, ныне признаются за эталон красоты - это ли не доказательство того, что красота так же относительна и изменчива? Красота - в глазах смотрящего, как был сказано уже давно, а абсолютной красоты не бывает вообще. Ренуар обеспечил успех практически любому эпатажу. Более того - эпатаж стал залогом успеха. Обратите внимание на современное искусство. А лучше даже - на светские тусовки. Эпатировать публику - вот первая задача, которую нужно решить на пути к успеху. Именно Ренуару мы должны Две сестрысказать спасибо за моду на эпатаж.

Удивительное дело - от Ренуара шарахались современники, и лишь небольшая группа эстетов признавала его живопись, восхищалась ею. Сказка, запечатленная на полотне, живопись не сюжета, но эмоций, порыв души, воплощенный в красках - это было достоянием немногих. Лишь считанные люди могли в полной мере оценить всю прелесть такого рода живописи.

Теперь все с точностью до наоборот. Широкая публика рукоплещет Ренуару. Он - тот импрессионист, за чьими полотнами охотятся коллекционеры. Картины Ренуара стали предметом долгосрочных инвестиций, вложением средств, более надежным, чем банки, и в перспективе могущее принести более высокие дивиденды, чем сможет предложить любой банк. А вот эстеты отдалились от Ренуара. Он стал слишком доступен, слишком «товаром народного потребления».

Правда такое отдаление эстетов не снижает ни на один доллар цену на полотна Ренуара на европейских аукционах. Полотна Ренуара - это то, что пользуется спросом, причем вне зависимости от цены полотна. Картина Ренуара «Две сестры» (1889 г.) была продана на аукционе Sotheby’s за $13,5 млн. Цена на картины Ренуара доходила до $20-25 млн. на мировых аукционах, и это никого не удивляло. Лишь вызывало зависть к тем счастливчикам, которым удавалось приобрести вожделенное полотно.

Нестабильность фондового рынка привела к тому, что европейские и американские ценители живописи с осторожностью начинают вкладываться в таких мастеров, как Ренуар. Правда, это не означает, что цены на работы Ренуара падают или вот-вот упадут на мировых аукционах. Желающие вложить деньги в полотна Ренуара есть всегда.

София ВАРГАН