Сейчас рассказы о том, как относились к полотнам Сезанна современники художника, кажутся невероятными, нечто из области фантастики, так и хочется воскликнуть: «Не может быть!». Амбруаз Воллар, который в Париже торговал картинами Сезанна, в 1895 году пытался в Эксе купить работы художника и натолкнулся на полное непонимание. Люди не могли взять в толк - за что торговец хочет заплатить деньги. Воллар вызывал недоверие и неприязнь одним желанием приобрести работы Сезанна.
Некая графиня, у которой полотна лежали на чердаке, категорически отказалась их продавать. Нет, не потому, что она была уверена в ценности картин, а потому, что «это не искусство»! Более того, когда Воллар сказал, что картины все же стоят деньги, а на чердаке - крысы, графиня отрезала: «Что ж, пусть мои крысы грызут мои картины!».
Какой-то из экских художников, который считал себя другом Сезанна, тоже отказался продать несколько картин, которые получил в подарок. Причина была проста: он посчитал, что торговец издевается над несчастным, глупым Сезанном, а кроме того, этот художник писал поверх картин Сезанна - «чтобы не уничтожать такой добротный холст». На лестничной площадке одного из домов Воллар отыскал несколько картин - среди различного хлама. Он приобрел их у жильцов дома за 1000 франков, а когда уже уходил, еще один пейзаж Сезанна ему выбросили вслед из окна - как ненужную вещь, забытую старьевщиком.
Сезанн - художник, который покусился на «священную корову» классицизма - на научную перспективу. В его картинах нет ни следа архитектурной, геометрической точности деталей. Там есть другое - настоящая жизнь, то, как видел мир сам Сезанн. Но большинство современников не оценило художника, как, собственно говоря, и других импрессионистов и пост-импрессионистов, которые сейчас лидируют в аукционных лотах по всему миру.
Теперь Сезанн входит в десятку самых дорогих художников мира. Он уступает лишь Пикассо, Ван Гогу, Ренуару, и Рубенсу. На Сезанна обращают внимание не только те коллекционеры, которые заинтересованы в первую очередь в эстетической, культурной и художественной ценности работы, но и те, для которых на первом плане - инвестиционная составляющая.
Цены на работы Сезанна постоянно растут. Если в 1958 году на аукционе Sotheby`s в Лондоне сезанновский «Юноша в красном жилете» была продана за $616 тыс., что считалось тогда баснословными деньгами за картину, то в 2007 году акварель «Натюрморт с арбузом» была продана на аукционе Sotheby`s в Нью-Йорке за $25,5 млн.
Работы Сезанна давно уже стали не просто предметами искусства, но предметами роскоши, которые доступны лишь избранным. Для того, чтобы вложить деньги в Сезанна, мало быть миллионером - настолько высоки цены. Тут речь идет о гораздо более крупных состояниях, владельцы которых могут позволить себе заморозить десятки миллионов в одном полотне (своеобразные долгосрочные инвестиции и несомненный знак статуса).
В 1992 году на лондонском аукционе Christie`s «Пять купальщиц» были проданы за $5,7 млн., а в 1993 году на аукционе Sotheby`s натюрморт «Большие яблоки» ушел за $28,6 млн., а пейзаж «Крыши Эстака» (коллекция Леман-Леба, из серии «Виды Эстака» 1883-1885 гг.) был оценен в $8-10 млн.
Картины Сезанна «расползлись» по всему миру, начиная от крупнейших музеев Европы и США (есть Сезанн и в Государственном Эрмитаже) и заканчивая частными коллекциями. С «частниками» искусствоведам приходится хуже всего. Если музейные картины строго занесены в каталоги, документированы, включены в монографии о художнике, то до сих пор иногда всплывают на поверхность работы, которые десятилетиями хранились в частных коллекциях, ни разу не выставлялись, и об их существовании даже как-то забыли, а о некоторых - не слишком уверенно и знали. Так в 2007 году мир искусства потрясла сенсация - было обнаружено в частном собрании забытое полотно Сезанна «Христос в доме Симона фарисея» (копия полотна Паоло Веронезе). Эта работа выставлялась во флорентийской галерее Питти в 1945 году, а затем исчезла. О ней прочно забыли, и она не входила ни в один каталог, ни в одну монографию, пока искусствовед Франческа Бардацци случайно не наткнулась на «неизвестного Сезанна».
Две коллекции Сезанна (Эгисто Паоло Фаббри и Чарльза Лезере), составленные еще на рубеже XIX и XX веков, были утрачены между мировыми войнами. Часть картин из этих коллекций находится в различных музеях мира, но есть и те полотна, которые еще не найдены.
Украсть Сезанна - это все равно что ограбить банк. Результат примерно такой же. Например, в 2004 году из частной коллекции в Лимпинвуде (Новый Южный Уэльс) было похищено 20 ценных картин, в число которых входило и полотно Сезанна - «Сын, сидящий на высоком стуле» (1873 г.). Эту картину оценивали около $50 млн. Правда, искусствоведы и эксперты выдвигали сомнения в подлинности работы, некоторые историки искусства и живописи говорили, что никогда не слышали о такой картине Сезанна. Но это ничего не значит, так как после Сезанна остались сотни полотен, а сам художник был известен поразительной небрежностью в обращении с собственными работами (мог выбросить, отдать за бесценок, подарить первому встречному - Сезанн охладевал к картине в ту же секунду, как был сделан последний мазок).
Несмотря на огромное наследие Сезанна, его картины на аукционах появляются не так часто. Владельцы предпочитают зубами и когтями держаться за свою собственность. Ведь это - куда надежнее банковского вклада. И если банк может обанкротиться, то Сезанну это явно не грозит.
София ВАРГАН