Любой школьник, даже ничего не зная о Казимире Севериновиче Малевиче (1878-1935), слышал о его «Черном квадрате». Внимательно вглядываясь в абсолютно непроницаемую картину, любой из нас ищет в ней какой-то потаённый смысл и наверняка находит. Казимир Малевич - всемирно признанный гений, гений стиля и новаторства, философ с позиций живописи и новатор супрематизма, он стал ярким представителем русского художественного направления ХХ века и предтечей актуального искусства. Третьяковская галерея владеет одним из четырех «Черных квадратов» Малевича, работа 1915 года. По словам самого художника - «Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначалом супрематизма». Великая метафора картины - конец всему, конец живописи, конец картины и оптимистичный взгляд в будущее. «Новый реализм» - так назвал свое направление в живописи художник. Супрематические композиции гения всегда глубоки и емки, геометрически лаконичны и выразительны.
Появление картин Казимира Малевича на международных торгах в наше время - явление редчайшее, единичное. Его творениями могут по праву гордиться великие музеи мира. Работы подобного уровня появляются на торгах только из музеев.
На торгах Phillips в Нью-Йорке 2000 года «Супрематическая композиция» (1919-1920) Казимира Малевича была продана за 17 миллионов долларов против ожидаемых десяти. За год до этого картину отсудили наследники художника у Нью - Йоркского музея современного искусства (МоМА).
В 2003 году наследники выставили на аукцион Sotheby`s картину Малевича «Прямоугольник и круг» (1915) за $5-7 млн. Она так же была отсужена у музея Гарварда . Однако в тот раз картина не была продана с аукциона.
В конце ноября 2008 года на аукционе Sotheby’s за 60,0025 миллиона долларов ушла сопоставимая по классу и названию картина великого художника, написанная им в 1916 году. В том же году Казимир Малевич издает манифест «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм».
«Супрематическая композиция» - первая из пяти картин, отсуженных наследниками по реституции (восстановлению нарушенных прав) и поступивших из голландского музея Stedelijk по решению суда.
Картины Малевича музей приобрел на законных основаниях в 1958 году у архитектора Хуго Хэринга. Много позже оказалось (и было доказано адвокатами наследников), что тот не имел на картины законных прав.
Такая рекордная аукционная цена полотна обусловлена и редкостью картины самого признанного на Западе русского художника, и её уникальной судьбой. Пройдя множество судов, картина не требует доказательств собственной подлинности. На языке закона это называется «юридически безупречный» экспонат. Высокая стартовая цена картины объясняет и тот факт, что шедевры, подобные ей, появляются на торгах крайне редко = раз в 20-50 лет.
Эта картина могла бы стоить гораздо дороже, однако мировой финансовый кризис внес свои коррективы. На сегодняшний день Казимир Малевич входит в десятку самых дорогих русских художников. И самых подделываемых. Потому выставленная на аукцион работа, которая прошла не одну профессиональную экспертизу, высоко ликвидна и безопасна.
Наследники отсудили у голландского музея пять картин Малевича, значит, очень скоро остальные появятся на мировых аукционах.
В России полотна Малевича тоже продавались, но по внутренним умеренным ценам. Так, в 2002 году московский аукцион «Гелос» продал «Черный квадрат» из коллекции Инкомбанка вне торгов Владимиру Потанину за $1 млн. Эта цена была обусловлена предварительной договоренностью, и Потанин передал картину в Государственный Эрмитаж. Еще две картины - «Портрет жены» и «Автопортрет» были куплены на аукционе Московским музеем современного искусства за $660 тыс. и $99 тыс.
В начале 2009 года на торгах в Киеве была выставлена картина предположительно Казимира Малевича «Портрет девочки». Стартовая цена 150 тысяч долларов. Это был главный лот аукциона, однако картину так и не удалось продать. Главная причина такой ситуации в том, что перед аукционом не удалось установить подлинность полотна. Картина была обнаружена в Конотопе, по предположению искусствоведов художник изобразил на ней свою младшую сестру Северину.
Цены на предметы искусства не падают, они растут год от года. Коллекционеры всех стран готовы вкладывать средства в мировые шедевры великого русского художника. Малевич - истинный символ веры для России. Но, увы, многие шедевры мастера «живут» за пределами его Родины.
Жанна Пятирикова