Николай Константинович Рерих - одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна, это человек-легенда, покоривший не только кисти и краску, но и многие удивительные места нашей планеты. Будучи великолепным художником, Рерих стал известным путешественником, археологом, писателем и философом-мистиком, что нашло отражение не только в его картинах, но и в их дальнейшей судьбе. Вопросы о наследстве Рерихов встают уже почти 20 лет и, вероятно, никогда не будут закрыты - слишком много заинтересованных людей не хотят на них отвечать. Удастся ли узнать, что произошло с известными картинами в действительности и в чьих они руках - вот самый волнующий вопрос по наследству Рерихов.
Началось же все еще в конце 80-х годов прошлого столетия, когда Святослав Николаевич Рерих собрался перевезти художественное имущество своей семьи из Индии в СССР.
У художника были все основания не доверять государству, в котором уже была разграблена часть наследия великих художников, привезенная в 1958 году в Москву старшим из братьев знаменитой семьи художников - Юрием. Вторым решающим фактором являлось то, что в стране начиналась перестройка, что также представляло опасность для известных коллекций. Именно поэтому в 1990 году Святослав передал художественное имущество своей семьи общественной организации - Советскому фонду Рерихов (СФР), созданному и в 1991 году переименованному в Международный центр Рерихов (МЦР) по его инициативе. Однако, 288 картин Николая и Святослава Рерихов, которые сын художника привез на празднование 100-летнего юбилея отца и оставил под опекой Министерства культуры СССР, а потом в 1990 году включил в свое завещание в пользу МЦР, и поныне не отданы общественному Музею им. Н.К. Рериха.
При этом регулярно возникают вопросы о том, где же в действительности находятся эти картины и все ли они на месте. Именно здесь начинается настоящая мистика, потому что ни одна проверка не отвечает условиям объективности, а в документах существует настоящая путаница. Например, существует два акта под одним номером 54, якобы исполненные в Государственном музее искусств народов Востока в одно и то же время (12 марта 1993 г.) и отражающие одно и то же событие - перевод 282 картин Рерихов из временного хранения на постоянное. При этом оба документа - оригиналы и каждый из них фигурировал в суде. Также интересно то, что картины меняют свои названия совершенно непостижимым образом: картина, названная Николаем Рерихом «Тибет», в 1937 году превратилась в «Монастырь», а уже в 1939 фигурировала в списках как «Гималаи». Вопрос о том, где в действительности находятся картины и не являются ли копиями те, что хранятся в Государственном музее, будет подниматься еще не раз, но, возможно, ответ на него так и не будет получен.
Впрочем, вернемся к тем картинам, подлинность которых была установлена на известных аукционах. Самой большой ценой на данный момент из всех работ Николая Рериха может похвастаться картина 1922 года «И явился», проданная на аукционе Сотбис в 2007 году. Продажа этого произведения искусства вызвала своеобразный шок у коллекционеров, потому что при заявленной цене в 100-140 тысяч фунтов, картина была продана за 1,756 млн. фунтов (3,62 млн. долларов), в 17 раз превысив ожидания экспертов. За год до этого полотно «Лао-Цзы» 1924 года стало самым дорогим лотом Нью-Йоркского аукциона Сотбис - 2,2 млн. долларов, в 10 раз превысив ожидания экспертов.
Не сильно отстал от отца и Святослав Рерих, его работа «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» 1933 года ушла с аукциона Кристис 24 апреля 2009 года за 3 млн. долларов. Эта картина считается одним из самых значительных произведений в творческом наследии художника, она передает не только его уважение к отцу, но и подчеркивает его уникальную технику рисования портрета, характерную для православной иконописи. Сам Святослав в своей статье 1942 года писал, что портретист должен передавать «те черты и характерные акценты, которые являются самыми показательными, самыми достойными запоминания, и либо стирать, либо смягчать черты, которые могут отвлечь от целого». Возможно, именно это привлекло коллекционеров к работе Рериха. Но как бы то ни было, каждая картина Рерихов - это уникальный шедевр, помимо всего прочего наполненный глубоким философским смыслом.
Болотова Леля