Энди Уорхол – неприлично дорогой художник

29 Августа 2010

Энди УорхолВ 2009 году на аукционе современного искусства Sotheby's один лишь автопортрет Энди Уорхола был продан за 6,13 миллионов долларов, хотя аукционный дом предполагал в максимуме выручить за него лишь полтора миллиона. Шелкография «200 однодолларовых купюр» ушла почти за 44 миллиона долларов. А самой дорогой картиной Уорхола считается «Зеленая автокатастрофа», написанная в 1963 году. Она была приобретена для частной коллекции за 72 миллиона долларов.

Энди УорхолКогда Уорхол рисовал свои знаменитые консервные банки, критики пели ему хвалебные оды: дескать, такой правильный молодой человек и так виртуозно обличает пошлость и безликость циничной западной культуры, ориентированной на бесконечное потребление. А он и не задумывался ни о каких обличениях - просто ему хотелось обратить на себя всеобщее внимание. Его заветная мечта сводилась к тому, чтобы принадлежать миру «высокого искусства», но в итоге он создал свой мир, именуемый поп-артом.

Энди Уорхол умудрился сделать артефакт даже из собственной биографии, неутомимо распуская о себе всевозможные слухи и творя самые фантастические мифы. Он играл с репутацией и сексуальной ориентацией, с кино и с литературой, с людьми и с деньгами. Казалось, Уорхол знал какой-то особо секретный код финансового благополучия - деньги текли к нему рекой, хотя он никогда не прилагал для этого видимых усилий. После смерти Энди Уорхол завещал потратить свое состояние, оценивающееся в сто миллионов долларов, на помощь художественным организациям.

«Я хочу быть машиной»

Энди УорхолНастоящее имя художника - Эндрю Вархола. Он родился в 1928 году в Питсбурге в семье словацких эмигрантов. Мальчик с ранних лет интересовался рисованием и музыкой, а повзрослев, отправился изучать промышленный дизайн в Институт технологи Карнеги. Преподаватели не могли назвать его прилежным студентом, да и однокашники не всегда понимали. Получив степень бакалавра, Вархола переехал в Нью-Йорк: он считал, что найдет себе достойное применение именно в этом агрессивном и беспокойном мегаполисе.

Сначала будущая знаменитость трудилась на должности иллюстратора в редакциях журналов Vogue и Harper`s Bazaar. Но известность ему принесли графические работы в области рекламы, в частности заказы от обувной компании Miller, производителя консервов Campbell и Coca-Cola.

В шестидесятые годы он освоил технику шелкографии, которая давала возможность многократно повторять одни и те же образы, и монотонное бесконечное повторение превратилось в основную концепцию его творчества. Эндрю взял себе псевдоним «Энди Уорхол» и в интервью журналистам томно заявлял: «Я хочу быть машиной. А еще хочу, чтобы все мыслили одинаково».

Он изобрел «кислотную» манеру и писал в ней портреты кумиров своего времени- Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна. На своей фабрике, как Уорхол именовал собственную мастерскую, он мог выпускать около тысячи работ в год: коллегам по цеху такое и не снилось.

Музыка и кино

Энди УорхолЭнди Уорхол продюссировал альтернативную музыкальную группу The Velvet Underground, оказавшую огромное влияние на судьбу рока во второй половине XX века. Он помог музыкантам заключить контракт с лейблом Verve Records, но взамен потребовал, чтобы они взяли в солистки его приятельницу - певицу Нико. Он искренне симпатизировал «ребятам» из The Rolling Stones и даже оформлял обложки для их концептуальных альбомов.

Но «оторваться по полной» Уорхол смог только в кино. Там он воплощал и самые нескромные свои фантазии, и самые несуразные творческие принципы. Режиссерские киноработы Уорхола представляют собой почти бессюжетные фильмы продолжительностью до двадцати пяти часов. Сначала ему доставляло удовольствие бесконечно долго проецировать на экран один и тот же образ: в фильме «Sleep» это спящий человек, а в фильме «Empire» - ночной вид Эмпайр-Стейт-Билдинг. Уорхол словно пытался загипнотизировать своих зрителей монотонностью кадров.

Впоследствии он увлекся эротическим немым кино. Его первый игровой фильм «Плоть» (1969), снятый в творческом тандеме с Полом Моррисси, стал культовым среди его поклонников, за ним последовал «Мусор» (1979). Энди Уорхол любил окружать себя персонами с сомнительной репутацией вроде бывшего «мальчика по вызову» Джо Далессандро или скандально известной светской львицы Эди Седжвик. Они не стеснялись появляться в его фильмах совершенно обнаженными, претендуя на лестный статус секс-символов.

Другая «ученица» Уорхола - Валери Соланас вошла в историю как сподвижница феминизма, организатор и единственный член Общества уничтожения мужчин, автор пьес с неприличными названиями и инициатор покушения на самого Энди Уорхола. В 1968 году она стреляла в него из пистолета, тяжело ранив его в живот. Художника удалось спасти, но рана не давала ему покоя всю жизнь. Однако он не стал давать показаний против девушки, и суд приговорил ее к минимальному сроку заключения.

Энди Уорхол  скончался в 1987 году, Соланас пережила его на год. Кроме огромного состояния, он оставил после себя и так называемые «временные капсулы» - картонные коробки, куда он каждый день складывал все, что имело отношение к его жизни: письма, фотографии, книги, вырезки из газет и журналов, аксессуары и предметы одежды. Всего накопилось шестьсот десять таких коробок. Уорхол планировал устроить их распродажу, сначала намереваясь продавать их по сто долларов, а потом уже и по пять тысяч. Если бы он успел это сделать, то заработал бы еще более трех миллионов долларов.

Светлана Усанкова