Если в повседневной жизни пренебрежение этическими нормами еще иногда может сойти с рук, то в деловой сфере оно способно обернуться не только потерей репутации, но и прямыми коммерческими убытками. Деловому этикету нельзя дать четкого однозначного определения, сформулированного в нескольких словах. Можно сказать, что он представляет собой свод неких правил поведения, принятых в деловых кругах.
Деловой этикет на самом деле имеет тесную связь с правовыми нормами, народными обычаями и традициями, а также общепринятыми нормами морали и нравственности. Современные ученые - историки и социологи склонны утверждать, что впервые деловой этикет как таковой начал формироваться в Италии, и произошло это примерно к середине XIV века. Культура этой страны уже тогда принципиально отличалась от варварских обычаев, господствовавших в Англии, Германии и даже во Франции, которая впоследствии сумела стать образцом утонченности во всех отношениях. Именно в Италии богатым и знатным людям полагалось демонстрировать хорошие манеры , которые служили едва ли не главным критерием принадлежности к высшему классу. Там всячески поощрялась любезность обхождения и умение преподнести себя в обществе с положительной стороны. И еще в средневековой Италии с большим уважением относились к образованным людям, тогда как во Франции ученых считали, мягко говоря, чудаками, а к их трудам и исследованиям относились с подчеркнутым пренебрежением.
Зачатки делового этикета можно найти и в любом своде придворных правил: в присутствии царственных особ мало кто не позволял себе вольности - ведь за это порой можно был поплатиться даже собственной жизнью.
В родстве с дипломатией
Вслед за дворцовым этикетом появился дипломатический - его уже с полным правом можно назвать более близким «родственником» делового этикета. При встречах правители или просто представители разных стран должны были отстаивать государственные интересы и в то же время учитывать ментальность и культурные ценности собеседника. Деловое общение точно также включает множество международных контактов, поэтому не может обойтись без опоры на этические нормы. Можно сказать, что деловой этикет появился на стыке дипломатического и светского этикета.
В процессе деловых отношений обычно особенное внимание уделяется поведению, которое демонстрирует человек во время важных встреч и переговоров, его манере одеваться и умению безупречно выглядеть, вести беседу, оппонировать и так далее. Имеет значение и то, как организованы служебные и рабочие места. В любой стране обязательными составляющими делового этикета выступают доброжелательность, любезность, тактичность, пунктуальность, вежливость, верность слову, умение слушать, умение владеть собой в конфликтных ситуациях.
Особенности делового этикета в разных странах
Понятно, что в деловом этикете , как и в светском, всегда нужно делать скидку на географические и этнографические особенности. Например, в Англии в XVI веке, когда престол занимал король Генрих VII, гости, приглашенные к обеду, войдя в дом, просто обязаны были поцеловать хозяина, хозяйку, детей и даже домашних животных. А вот о том, распространялось ли это правило на прислугу, история умалчивает.
В современной Турции в рамках делового этикета процветает обычай приглашать гостей или партнеров по бизнесу в баню, а японцы, устроив званый обед или ужин, будут постоянно извиняться перед вами за скудный стол - даже в том случае, если он будет просто ломиться от самых дорогих и изысканных яств. Просто таким образом японцы стараются подчеркнуть свое уважение к гостям.
В Англии женщине полагается первой поздороваться с мужчиной, если они встретились на улице. Этот обычай закрепляет за женщиной право самой решать, нужно ли ей публично подтверждать свое знакомство с этим человеком, или нет. В странах Европы, в основном, принято прощаться перед уходом со всеми присутствующими. Если людей собралось слишком много, то достаточно попрощаться только с хозяевами. Интересно, что везде это называется «уйти по-английски», и только жители Британии придумали выражение «уйти по-французски».
Светлана Усанкова