Непрофессиональное поведение вполне может испортить ваш бизнес. Времена меняются, меняются и нормы социального поведения, но это не значит, что забыт деловой этикет и его основные правила не имеют значения. Самое главное в бизнесе – это люди, а мы очень часто не помним об этом.
Слово «этикет» приобрело дурную славу. С одной стороны, оно звучит чопорно и напыщенно. А правила, которые касаются социального и морального поведения, кажутся нам посягательством на нашу индивидуальность и свободу. Но концепция этикета все же имеет большое значение, особенно в бизнесе.
Этикет – это способ общения с людьми, чтобы им было комфортно. Это не значит, что вы должны говорить людям, что делать и что не делать. Просто этикет – это нормы поведения в обществе, где каждому будет спокойно и хорошо.
Азы делового этикета
- Всегда представляйте людей друг другу, когда в этом есть необходимость. Исключение – если вы уверены, что люди знакомы друг с другом. Так люди почувствуют свою значимость в независимости от положения, которое они занимают в компании.
- Запоминайте имена людей. Очень важно знать имена своих сотрудников или партнеров по бизнесу, чтобы иметь с ними хорошие отношения. Обращайтесь к людям напрямую, не взирая на их роль в компании, и поощряйте их за то, что они делают.
- Рукопожатие считается проявлением профессионального поведения. Этот простой жест показывает не только то, что вы вежливы, уверенны и контактны, он также задает тон будущим профессиональным отношениям. В очень неформальной рабочей обстановке вы можете заменить рукопожатие простым кивком головы или словом «привет». Но даже тогда не стоит пренебрегать рукопожатием .
- Всегда говорите слова «спасибо» и «пожалуйста». Это само собой разумеющееся правило. Особенно приятно получить письмо с благодарностью, написанное от руки.
- Не перебивайте других. Мы живем в век, когда все хотят переговорить друг друга. Поэтому мы часто перебиваем собеседника. Иногда бывает очень трудно не прервать чью-то речь, особенно посреди яростного спора или дискуссии. Но не делайте этого, это грубо и показывает ваше неуважение к другим. Будьте решительны, но не агрессивны.
- Следите за своим языком. Устная и письменная речь сейчас не такая формальная, как в прошлом, но все же будьте внимательны при выборе слов. Конечно, грубая, обидная речь недопустима. Сленг нельзя использовать в профессиональной сфере ни в коем случае.
- Дважды проверяйте текст перед тем, как отправить письмо. Всегда проверяйте свои электронные письма на орфографию и грамматику. Опечатки также недопустимы. Обязательно перечитайте текст и убедитесь, что он будет понятен получателю. И никаких смайликов.
- Не входите в чей-то офис без предупреждения. Неправильно считать, что вы имеете право вмешиваться в чужую работу. Постучите в дверь или окликните кого-то, а также спросите, удобно ли людям сейчас с вами говорить. Если разговор займет больше нескольких минут, то лучше предупредите об этом заранее в электронном письме и выберите удобное время для обеих сторон.
- Не сплетничайте. Иногда трудно удержаться от того, чтобы немного не посплетничать. Но на самом деле сплетни не так безобидны. Естественно интересоваться тем, что делают другие люди, но говорить о том, кого нет, считается неуважительным.
- Не подслушивайте. Каждый имеет право на личные разговоры, по телефону или с глазу на глаз. То же самое касается электронной переписки, не стойте за чужим плечом и не читайте чужих писем.
- Если к вам кто-то подходит, то дайте понять, что вы заметили это. Если вы заняты чем-то важным, то можно попросить человека подождать несколько минут, пока вы не закончите. Если проходите мимо кого-то на улице, но у вас нет времени на разговор, то хотя бы помашите рукой и поприветствуйте человека. Бизнес – не повод игнорировать людей.
- Избегайте тем религии и политики. Эти темы никогда не затрагивайте в офисе. Оставьте их за его пределами.
- Будьте всегда пунктуальны. Это показывает другим, что вы цените их время. Если вы опаздываете, это не значит, что вы более заняты, чем другие, это говорит о вашей невнимательности.
- Не говорите по телефону во время встреч. Если вы на встрече, то сосредоточьтесь на ней. Не делайте звонков, не пишите смс и электронных писем. Это неуважительно по отношению к другим людям, не говоря уже том, что раздражает окружающих. К тому же люди будут отвлекаться от встречи из-за вас.
- Не пытайтесь всунуть свою визитку каждому встречному. Это будет выглядеть немного агрессивно. Попросите у другого человека его визитку и предложите обменяться. Спросите разрешения, можете ли вы оставить ему свою визитку, а не просто суйте ее в карман вашему собеседнику.
- Показывайте искренний интерес. Старайтесь смотреть людям в глаза и слушать то, что они говорят. Задавайте вопросы и проявляйте интерес к идеям другим людей.
- Не забывайте отправлять короткие послания с благодарностью. Если у вас было собеседование, вы встречались с клиентами или деловыми партнерами, особенно, если вам нужна эта работа или этот деловой контракт, не забудьте отправить письмо с благодарностью. Вы выделите себя из толпы и тем самым хорошо зарекомендуете себя в компании.
- Следуйте правилу лифта. Если вы встречались с клиентами или потенциальными деловыми партнерами не на своей территории, то не начинайте обсуждать свои впечатления от встречи с коллегами, пока лифт не достигнет первого этажа, и вы не выйдете из здания. Это правило действует, даже если вы едете в лифте один. Не разрушайте свою репутацию опрометчивыми разговорами с коллегами сразу же после встречи.
- Сосредотачивайтесь на лице, а не на экране. В наши дни тяжело не отвлекаться. Сейчас так много всевозможных приспособлений, которые отвлекают наше внимание, это и электронные письма, и телефонные звонки, и нам всем кажется, что мы должны делать все одновременно, чтобы не утратить свой профессионализм и навыки. Но это неправильно. Когда вы находитесь на встрече и слушаете, как кто-то говорит, выключайте свой мобильный телефон. Не проверяйте свой электронный ящик. Уделяйте внимание тому, кто говорит.
- Не осуждайте никого. У каждого из нас есть свои недостатки и каждому есть, что исправлять. Одно из самых важных правил сегодняшнего этикета – не критиковать других. Вы можете быть не согласными с тем, как другой человек ведет себя в той или иной ситуации, но признайте тот факт, что каждый старается быть лучшим. Не вам судить других людей, вы отвечаете только за себя.
Этикет сам по себе позитивен, это не просто свод правил и запретов. Поэтому прежде, чем сделать что-то, подумайте, будет ли другим людям комфортно от этого или нет.