«Встречают по одёжке, а провожают по уму» - эта пословица как нельзя лучше объясняет важность создания правильного имиджа в современном обществе. Особенное значение грамотно созданный имидж имеет в деловой сфере. Ведь деловой человек - это не только владелец крупной компании, но и любой, кто хоть в какой-то степени участвует в деловых отношениях («работодатель - работник», «заказчик - клиент» и так далее). Так что элементарное представление об имидже делового человека полезно иметь каждому.
И, прежде всего, нужно заметить, что имидж это не только внешний вид человека, не только фасон и качество его одежды. Под деловым имиджем подразумевают сформировавшийся образ делового человека, в котором выделяются характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. В первую очередь, конечно, имидж делового человека призван обеспечить успех в создании у окружающих благоприятного впечатления, которое облегчит достижение необходимого результата. Ведь решения о сотрудничестве принимаются не только под влиянием сухих статистических данных, но и в ходе взаимодействия с людьми. Упрощённо говоря, чтобы с вами захотели иметь дело, вы должны понравиться. Но в данном случае понравиться нужно не за счёт своих красивых глаз или огромного количества хранящихся в вашей голове анекдотов, а за счёт тех качеств, которые особенно ценны в профессиональном деловом отношении. Именно на демонстрацию подобных качеств и направлены усилия по создания правильного делового имиджа.
Начать нужно, конечно, с внешности. Главное правило здесь - первое впечатление от вашего вида будет самым устойчивым и повлияет на отношение ко всему, что вы говорите или делаете. Поэтому нельзя допускать ни малейшего проявления небрежности в одежде и внешности (для мужчины - наличие или отсутствие щетины, для женщины - «качество» макияжа). Неряшливость в одежде закономерно ассоциируется с неорганизованность и ненадёжностью в делах - а кто захочет вступать в сотрудничество с ненадёжным человеком или организацией и рисковать своим временем и деньгами?
В этой связи нужно запомнить следующие принципы при подборе деловой одежды:
- соответствие выбранного стиля конкретной ситуации (деловые переговоры в офисе не предполагают ничего иного, как строгий педантичный костюм, а вот при загородной встрече «без галстуков» можно позволить себе чуть больше свободы);
- единый стиль во всех предметах одежды и подобранных аксессуарах (нельзя надеть теннисные туфли под строгий чёрный костюм или взять с собой блокнот, раскрашенный сердечками);
- ограниченное количество цветов в одежде и их разумное сочетание (не нужно одеваться в яркие разноцветные костюмы, а также не пытайтесь сочетать, к примеру, чёрное с зелёным).
Деловым женщинам, с одной стороны, легче создать свой образ, с другой стороны, сложнее. Легче - потому как любой мужчина это в первую очередь мужчина, а потом бизнесмен, поэтому изящные наряды, способные подчеркнуть женскую красоту (в рамках приличия, разумеется) будут восприняты очень благосклонно. Сложнее - ведь весьма непросто соблюсти ту грань в одежде, которая отделяет женственный деловой образ от женского соблазнительного образа. Образ, складываемый из сочетания одежды, причёски и макияжа, должен напоминать о том, что вы красивая женщина, но не заставлять ваших партнёров забывать обо всём на свете.
Не менее важную часть делового имиджа составляет манера общения. И здесь ставки ещё выше, чем даже в вопросе внешнего облика. В конце концов, профессиональные качества в бизнесе важнее, чем внешние достоинства, и если вы не сумели набрать вистов своим нарядом, вы легко можете убедить партнёров в своей профессиональной состоятельности при общении. Главный принцип - способность определять ту модель поведения, которая в данном случае будет уместнее всего. Нужно иметь «про запас» несколько вариантов общения. И это ни в коем случае нельзя назвать лицемерием - согласитесь, глупо себя вести одинаково, скажем, в обществе людей, значительно старше вас, и в компании ровесников; в мужском или в женском коллективе.
Следующее «золотое правило» - нельзя доводить общение до открытых конфликтов. Да, бизнес является сферой столкновения интересов всех участников делового процесса, и каждый из них отстаивает, прежде всего, свои интересы, однако нельзя ни на минуту забывать, что явное проявление враждебности губительно для деловых контактов. Во-первых, можно обидеть человека, который на почве возникшей личной неприязни откажется с вами сотрудничать, даже если на «холодную голову» будет понимать, что ему такой шаг невыгоден. Во-вторых, в ходе конфликта вы можете вспылить и показать себя человеком несдержанным и слабо себя контролирующим. А это тоже, согласитесь, не лучшие качества при ведении дел. Так что отстаивать свою позицию, безусловно, нужно, но максимально корректно, с привлечением всех средств дипломатии и с готовностью идти на временные компромиссы.
Наконец, при деловом общении не теряет своего значения уровень личного взаимодействия между людьми. Если создана доброжелательная атмосфера, при которой проявляется личная симпатия, это только облегчит развитие деловых отношений. И здесь неоценима роль комплиментов - каждый человек, если его уместно и корректно похвалить, будет к вам более расположен. Однако здесь нужно предостеречь от крайностей - не стоит бездумно следовать всем советам Дейла Карнеги и опрокидывать на собеседника целые потоки грубой лести. Ваша похвала должна быть искренней и правдивой. В противном случае вас закономерно заподозрят в двуличии, что также не способствует успеху.
И заключительным штрихом к полной картине делового имиджа является соблюдение делового этикета . В XXI веке уже нет того количества протокольных условностей, которые существовали в высшем обществе два или три столетия назад, но основы этикета знать необходимо, иначе вы рискуете показаться банально невоспитанным человеком. Эти основы включают в себя элементарные вещи: постоянная доброжелательно-вежливая манера поведения; избегание употребления обращений, подразумевающих деление по половому признаку (вроде «женщина» или «молодой человек»); желательность всякому обращению придавать личностный характер, то есть называть собеседника по имени и отчеству; умение разнообразить деловое общение полупротокольными, но разнообразящими беседу вопросами («Как дела?», «Как добрались» и тому подобное). Следование этим нехитрым правилам вкупе с соблюдением основных принципов создания внешнего образа и модели поведения поможет создать правильный и эффективный имидж делового человека.
Александр Бабицкий