Стереотип «место женщины на кухне» давно утратил свою актуальность. В большинстве стран мира словосочетание «деловая женщина», бизнесвумен уже никого не удивляет и кажется вполне естественным. Однако никого не удивляет и то обстоятельство, что деловым женщинам сложнее добиться профессионального успеха, чем мужчинам (специфически женские профессии не в счёт). И один из инструментов, который может представительницам прекрасного пола в этом отношении помочь, это имидж деловой женщины.
Общеизвестно, что имидж делового человека играет немаловажную роль в том, насколько успешно развивается его карьера. Для бизнесвумен деловой имидж имеет ещё большее значение, составляя едва ли не половину успеха. Ведь если имидж подобран верно, тогда деловые партнёры - мужчины, сами того не замечая, попадают под очарование деловой женщины и вместе с тем адекватно оценивают её профессиональные качества. Но если имидж составлен неудачно, тогда дурное впечатление затмит все деловые достоинства женщины.
Из чего же складывается имидж деловой женщины? Женщина не была бы женщиной, если бы даже в суровом мире капитализма не заботилась в первую очередь о том, как она выглядит. И первым делом внимание уделяется одежде и обуви. Самым распространённым вариантом женской деловой спецодежды является костюм в сочетании с юбкой или брюками. Что касается самого костюма, то здесь есть несколько стандартных рекомендаций. Лучше всего подойдёт костюм слегка свободного покроя, ни в коем случае не в обтяжку - если вы можете похвастаться идеальной фигурой, лучше это делать в более неформальной обстановке; если не можете похвастаться, тем более ни к чему подчёркивать собственные недостатки. Цветовая гамма должна быть выдержана в нейтральных тонах - синий, серый, бежевый. Нежелательны костюмы бросающихся в глаза цветов, как то белый, чёрный, красный. По поводу допустимости узоров на костюме дело немного сложнее, возможны варианты, главное, чтобы эти узоры не были слишком броскими и эффектными.
В прямой зависимости от цвета и стиля костюма должна подбираться и юбка. Правда, допустимы юбки несколько ярче костюмов, но общий цветовой фон должен быть однородным, так что о жёлтой юбке под синий костюм нужно забыть. Ну, и само собой, никаких мини-юбок, проведите оборонительную черту чуть выше колена и не позволяйте вашему желанию продемонстрировать красоту ваших ног взять верх. В отношении брюк в среде деловых женщин в последние годы отношение неоднозначное. Да, это наиболее удобная, практичная, строгая и деловая форма одежды. Однако последние исследователи показывают, что деловые женщины в брюках воспринимаются их партнёрами-мужчинами настороженно - мужскому глазу привычнее всё-таки юбка.
Обувь деловой женщины не оставляет особого простора для фантазии и творческого самовыражения, здесь всё должно быть строго, сдержанно, в классических традициях. Конечно, она должна быть выдержана в общем цвете вашего делового гардероба, так что если у вас появится желание хоть как-то разнообразить свой вид и к строгому серому костюму подобрать туфли светлых или ярких цветов, давите в себе это желание на корню. Идеальный вариант это туфли-лодочки.
Что касается макияжа, то что-либо советовать женщинам в этом вопросе бесполезно, всё равно каждая из них знает лучше, что ей подходит в большей степени. Одно замечание-пожелание - никаких ярких боевых раскрасок. Вы или напугаете коллег и партнёров, или введёте их в ступор. Тот же самый принцип действует и в отношении украшений, всё хорошо в меру. Несколько украшений в классическом стиле: скромные маленькие серьги, одна - две броши, золотая цепочка или нитка жемчуга - этого будет вполне достаточно. И, если уж вы максималистка и экспериментатор по натуре, и на вашем теле имеются татуировки или пирсинг, сделайте так, чтобы эти проявления вашей любви к прекрасному не попадались на глаза.
Если для делового мужчины внешний вид стоит всё-таки на втором месте после манеры общения, то для женщины внешность имеет определяющее значение. Уверенная в идеальности своего внешнего вида (одежда, аксессуары, причёска, макияж) женщина не будет испытывать излишнего волнения и нервозности и сможет вести себя естественно. А естественность поведения это основа имиджа деловой женщины. Две крайние манеры поведения недопустимы для деловой женщины: это излишняя развязность и образ строгой, злой и застёгнутой на все пуговицы в прямом и переносном смысле школьной учительницы. Промежуточные варианты допускаются и поощряются. Под естественностью поведения подразумевается, например, походка, которая должна быть прямой, лёгкой и задействовать только ноги, а не все остальные части тела.
Также обратите внимание на жесты - они не должны быть слишком широкими, размашистыми, неопределёнными. Помимо этого, не забывайте о манере поведения: ни к чему слишком громко смеяться или в разговоре демонстрировать все возможности вашей мимики. О доброжелательной улыбке также нужно всегда помнить, но «носить» её постоянно ни к чему: если вы будете без устали улыбаться на переговорах о выделении кредита или о подписании контракта, вас сочтут просто легкомысленной или не слишком умной.
Мужчины в своём кругу часто жалуются друг другу «Вот, с виду красивая женщина, но стоит ей открыть рот...». И дело здесь не только в том, что женщина говорит, но и в том, как она это делает. К несчастью, не всем природа выделила мелодичные и приятные слуху голоса. Однако даже в случае не слишком приятного звучания голоса нужно работать над собой, подбирать правильные, спокойные и размеренные интонации, развивать и совершенствовать произношение и артикуляцию, в конце концов, правильно дышать при разговоре, чтобы воздуха хватало не только на первые слова, но и на последние.
И напоследок несколько коротких и донельзя конкретных советов.
- Совет первый - всегда предупреждайте заранее о том, что вы опаздываете.
- Совет второй - при встречах с партнёрами-мужчинами здоровайтесь с ними за руку, потому как не все мужчины ещё в курсе, что с женщинами тоже можно обмениваться рукопожатиями .
- Совет третий - не полагайтесь только на свою память, даже если она у вас прекрасная, заведите ежедневник.
- Совет четвёртый - если у вас не отпуск и не выходной день, всегда будьте в «зоне досягаемости», всегда будьте доступны коллегам и партнёрам через телефон, через Интернет и через любые современные средства связи.
Александр Бабицкий