В последнее время довольно часто с экранов телевидения и прочих средств массовой информации доносятся сокрушенные вздохи разнообразных социологов о том, что чтение отходит на второй план, современные люди способны потреблять лишь легко воспринимаемую кашицу видеоконтента. Потеря интереса к чтению - главное пугало ученых и интеллигенции. Действительно, показатели спроса в книжных магазинах и количество подписчиков на периодику в последнее время значительно упали, однако, связано это, прежде всего, с все большей интернетизацией планеты. Кроме того, появляется огромное количество разнообразных устройств, позволяющих читать непосредственно с экрана - электронные книги и планшеты. Наиболее ярким представляется сверхновое противостояние: электронные книги против iPad.
История вопроса
По большому счету, электронные книги - как, впрочем, и iPad - продукты исключительно нишевые, предназначенные гаджетоманам или же людям исключительных профессий - литераторам, например. В отношении электронных книг подобное заявление истинно целиком и полностью - отдавать несколько сотен долларов за удовольствие почитать с комфортом в состоянии далеко не все. Впрочем, iPad также больше гаджет для состоятельных людей, в арсенале которых уже наличествует медиацентр для развлечений и ноутбук для работы.
Первая электронная книга увидела свет в 1996 году, когда американская компания DEC выпустила пробный девайс. Устройство отлично выполняло возложенные на него функции, позволяя наслаждаться чтением в абсолютно любых условиях и даже делать рукописные пометки прямо по ходу процесса. Однако вследствие дороговизны производства модель не получила статуса серийной и довольно быстро была забыта.
Впрочем, уже через 2 года компанией NuvoMedia была запущена в производство первая серийная линейка электронных книг, оборудованных высокотехнологичным LCD-дисплеем. По мере набора популярности на рынке появились предложения с цветным дисплеем, а также электронные книги с расширенным функционалом. Настоящий бум продаж мобильных устройств пришелся на 2007 год, когда был разработан и внедрен способ производства удобных, долговечных и весьма недорогих дисплеев e-ink, действующих по принципу так называемых электронных чернил.
Продажи электронных книг растут из года в год. Так, крупнейший интернет-магазин, специализирующийся на торговле книгами и прочими печатными изданиями, Amazon заявляет о почти двукратном количественном перевесе продаж электронных версий книг в сравнении с обычными - 180 против 100. Однако, делая подобные заявления, владелец и руководитель Amazon Джефф Безос несколько лукавит, выставляя поражение, в какой-то мере, своих «читалок» в наилучшем свете: рост продаж электронных книг обусловлен проигрышем их детищу Стива Джобса в функционале. Парадокс объясняется просто: проиграв локальное противостояние, Amazon попросту снизил цену на свои продукты.
Впрочем, не стоит расценивать этот факт как безоговорочную победу iPad. Какими бы ни были причины, электронные «читалки» продаются огромным тиражами по всему миру, что гарантирует продажу книг в электронном варианте как минимум на три года вперед. На данный момент ареал присутствия электронных книг всех мастей гораздо шире, нежели у американского планшета - соответственно, больше и потенциальная аудитория. Кроме того, как выясняется, стоят подобные книги несоизмеримо меньше компьютера - таблички.
Преимущества и недостатки
Самостоятельно решить исход противостояния планшета и электронных книг можно, лишь взвесив и оценив все преимущества и недостатки состязающихся сторон. Материально ощутить в руках на постсоветской территории возможно лишь электронные книги - поставки iPad будут организованы лишь в скором времени. Впрочем, сравнить функционал и особенности противников можно попробовать и виртуально.
Отправной точкой для многих сравнений служат электронные книги-читалки, что вполне логично - все-таки, устройство специализированное. Как правило, электронная книга представляет собой тонкий девайс, размерами чуть меньше стандартного листа A4 с большим дисплеем и немногочисленными кнопками управления. Именно так выглядит, например, Amazon Kindle. Однако, основной изюминкой книги является не размер дисплея, а его тип. В большинстве читалок используется дисплей, построенный на принципе так называемых электронных чернил - e-ink. Основным отличием от обычных жидкокристаллических дисплеев является принцип отображения информации - электронные чернила подают текст в отраженном свете, то есть выглядят как обычная книжная бумага. Эксперты отмечают, что при чтении с подобных носителей глаза человека устают гораздо медленнее. Еще одним преимуществом использования такой технологии есть гораздо меньший расход энергии. Как результат, электронная книга - это идеальный девайс для любителей чтения: одного заряда аккумулятора вполне хватает на неделю активного использования, а специальный дисплей делает процесс действительно комфортным и удобным.
Совершенно другой подход демонстрирует «яблочный» iPad. По функционалу он сравним с обычными компьютерами - да и размерами тоже. Планшет может похвастаться большим контрастным, ярким и цветным - в отличие от электронных книг - дисплеем, на котором можно смотреть фотографии, видео и тому подобное. Кроме того, планшет полностью сенсорный - как и все последние творения Apple. Впрочем, удобство чтения на iPad несколько ниже, нежели на специализированном устройстве - глаза читающего устают заметно быстрее. По большому счету, сравнение электронной книги и iPad сродни противопоставлению качественного зеркального фотоаппарата и камеры, интегрированной в телефон - пусть и довольно хорошей: в первом случае потребитель получает качественные снимки вкупе с весьма значительными неудобствами, во втором - приемлемый суррогат, оправдываемый комфортом и функциональностью.
Продажи обоих типов гаджетов неизменно растут, завоевывая, впрочем, несколько отличную друг от друга аудиторию. Ответ на интригующий вопрос таков: «Электронные книги для тех, кто очень много читает - для всех остальных есть iPad».
Максим Кузнецов