Люди театра очень суеверны. Впрочем, это неудивительно, учитывая огромное количество всяких мелочей, которые могут пойти наперекосяк во время спектакля, - такие случайности со временем обросли самыми неправдоподобными причинно-следственными связями, которые и послужили основой для суеверий. Это не обычные бытовые суеверия - мол, нельзя проходить под лестницей и открывать зонт в помещении; нет, это типично театральные мифы, рожденные в пыльном закулисье и любовно лелеемые поколениями актеров и режиссеров.
10. Костюм синего цвета
Суеверие: синий цвет на сцене приносит неудачу (если он не сочетается с серебром)
Во времена становления современного театра синий краситель было очень трудно приготовить, поэтому стоил он очень дорого. Театральные труппы, дела которых шли не лучшим образом, часто тратили последние деньги на синий краситель, и надевали синие костюмы, чтобы обмануть публику и показать, что труппа процветает. В большинстве случаев такие труппы предсказуемо кончали банкротством. А вот если синий костюм сочетался с серебром, это свидетельствовало о неподдельном успехе труппы или наличии богатого покровителя.
9. Несчастливая тройка
Суеверие: нельзя, чтобы на сцене горело три свечи
Три горящих свечи на сцене приносят неудачу. Если верить этому суеверию, человек, который находится ближе всего к самой короткой свече, в ближайшем времени или сочетается браком, или умрет. До появления электричества сцена освещалась свечами, и в театре всегда существовала большая вероятность пожара, но вряд ли это как-то связано с суеверием, ведь свечи на сцене должны быть частью постановки, реквизитом.
8. Перья павлина
Суеверие: на сцене ни в каком виде не должно быть павлиньих перьев - ни в качестве элемента костюма, ни реквизита
Заядлые театралы с многолетним опытом расскажут вам много историй о том, как во время спектакля рушатся декорации и падают софиты, загорается занавес и случаются прочие, не менее драматичные события, если на сцене присутствует хотя бы одно перо павлина. Ведь перо павлина символизирует «дурной глаз», который и сглазит представление. Ассоциативная связь между узором на пере павлина и «дурным глазом» возникла на основе греческого мифа об Аргусе, чудовище, тело которого покрыто человеческими глазами. По легенде, впоследствии эти глаза перешли на хвост павлину.
7. Подарок с кладбища
Суеверие: по традиции, режиссеру и/или исполнительнице главной роли принято дарить подарок после последнего представления - букет цветов, украденный на кладбище (но только после окончания спектакля, когда подарок будет заслужен!); считается, что цветы с кладбища приносят удачу.
Цветы с кладбища дарят после «похорон» спектакля (в театральных кругах как называют последнее представление) как символ его смерти и достойного конца. Рациональное объяснение этого суеверия, скорее всего, заключается в том, что актерство никогда не было прибыльным делом, поэтому цветы для многих актеров были роскошью. А где еще взять живые цветы бесплатно, как не на кладбище?
6. Зеркала
Суеверие: на сцене не должно быть зеркал
Многие верят, что в зеркалах отражается душа, поэтому если разбить зеркало, вас ожидает семь лет несчастий. На сцене во время спектакля разбить зеркало, и тем самым навлечь на себя несчастья, очень легко. К тому же, присутствие на сцене зеркала, а тем более нескольких, может вызвать определенные трудности технического характера - отраженный свет может попасть в публику или участки театра, которые лучше не освещать. Кроме того, зеркала отвлекают актеров.
5. Привидения
Суеверия: один день в неделю в театре выходной - в этот день театр принадлежит обитающим в нем привидениям
В разных театрах бытуют разные истории о призраках, но самым известным театральным призраком является призрак афинского поэта Теспида, создателя аттической трагедии. Теспид первым прочел со сцены монолог. По сложившейся традиции, чтобы не злить обитающих в театре призраков, один раз в неделю его оставляют в их полное распоряжение (как правило, это понедельник). Это вполне обоснованная традиция: у актеров есть возможность отдохнуть после напряженного графика представлений на выходных.