4. Свет
Суеверие: в пустом театре после окончания представления следует оставлять свет, чтобы отвадить призраков
По традиции, свет оставляют на авансцене, чтобы освещать все сценическое пространство и отпугивать от него привидения. Это еще одно вполне практичное суеверие: за кулисами много всякого хлама, декораций, костюмов и прочего, поэтому любой, кто отважится погулять за кулисами в темноте, рискует сломать ногу или шею, и таким образом присоединиться к уже обитающим в театре привидениям. Этот свет иногда называют «ночным», «актерским» (по уставу британского актерского профсоюза, сцена всегда должна быть освещена) или «светом для призраков».
3. Свист
Суеверие: в театре нельзя свистеть - это может привести к неожиданному увольнению.
Раньше, задолго до появления раций и устройств связи в помещении, актеров вызывали на сцену свистками. Если же свист раздавался в неположенное время, это могло привести к путанице и срыву представления, в результате чего актера или ответственного работника сцены могли уволить.
2. Удача
Суеверие: нельзя напрямую желать удачи перед выходом на сцену.
В театре не принято напрямую желать удачи. Считается, что это может привести к прямо противоположному результату. Существует множество теорий относительно этого суеверия, но ни одна из них не кажется правдоподобной.
1. Макбет
Суеверие: в театре нельзя произносить слово «Макбет» - это может повлечь за собой катастрофические последствия.
Все, кто работает в театре, старательно избегают упоминания этой пьесы Шекспира, придумывая для нее другие названия, например, «шотландская пьеса» или «та самая пьеса Барда». Если же имя Макбета все же случайно вырывается, необходимо срочно выполнить специальный ритуал: виновник должен выйти из театра, три раза обойти здание, сплюнуть, выругаться, постучаться в дверь и попросить, чтобы его впустили. В некоторых театрах принят другой вариант ритуала: виновник должен процитировать любую другую пьесу или сонет Шекспира, выйти из театра, оббежать вокруг него (причем обязательно в направлении против часовой стрелки) или трижды произнести «Макбет», хлопая себя по левому плечу.
Историки театра предлагают несколько версий появления этого необычного суеверия. По одной из версий, текст пьесы был продиктован Шекспиру самыми настоящими ведьмами, которым очень не понравился конечный результат, и пьеса была проклята. По другой версии, во время первой постановки «Макбета» со сцены был украден котел, якобы позаимствованный автором у тех же ведьм, что, опять же, очень их разозлило - и пьеса была проклята. Одним словом, большинство версий связаны с ведьмами и проклятиями. Самая популярная из них - пьесу проклял сам Шекспир, чтобы никто кроме него не мог ее поставить и таким образом исказить единственно верное прочтение.
Более правдоподобная версия - в «Макбете» очень много сцен дуэли на шпагах, поэтому велика опасность получения актерами травм. Также не исключено, что дурная слава «Макбета» связана с тем, что после его постановки многие театры ожидало банкротство. В действительности театры на грани финансового краха часто брались за потановку «Макбета» - как особо зрелищной и привлекательной для зрителя пьесы - в надежде поправить свои дела, но - увы! - безуспешно, отсюда и версия о финансовой убыточности «шотландской пьесы».
Это распространенное в англоязычных странах театральное суеверие было спародировано в одной из серий «Симпсонов». Симпсоны отправляются в Лондон, и встречают возле одного из театров, где идет «Макбет», Сэра Йена МакКеллена. Каждый раз, когда кто-то произносит «Макбет», с МакКелленом случается какой-нибудь конфуз.