Судьба этого необыкновенного алмаза связана с почти детективной историей во Франции XVIII века, но начинается она еще в Индии, в 1700 году в руднике на берегу Кришны, где один из рабов нашел великолепный алмаз величиной в 410 каратов. Чтобы никто его не увидел, раб слегка присыпал бриллиант песком, но пометил это место. Затем нанес себе рану и позвал погонщика, чтобы тот выдал ему тряпку - перевязать рану и остановить кровь. Спрятав под этой повязкой камень, раб в эту же ночь сбежал на побережье, где попытался купить себе свободу за драгоценный кристалл.
Шкипер, с которым он договорился о дороге из Индии, обманул его, взяв с собой на корабль. Отняв насильно камень, матрос выкинул несчастного раба за борт в открытое море. А приехав в порт, он продал бриллиант крупнейшему на Востоке перекупщику драгоценностей Джамхунду. Тот же в свое время перепродал алмаз губернатору крепости Сент-Джордж по имени Томас Питт. Тогда у бриллианта появилось первое имя «Питт».
К сожалению, сэр Томас был не приличным гражданином, достойно занявшим пост, а бывшим пиратом. Его дружки, прослышав о свалившемся на Томаса богатстве, возжелали завладеть драгоценным камушком. Вследствие чего губернатору пришлось оставить свой пост и скрываться от окружающих. Дергаясь на каждый стук в дверь, и просыпаясь в холодном поту, он старался как можно чаще менять места ночлега, и, в конце концов, отдал бриллиант ювелиру на огранку.
Более двух лет потратил ювелир на обработку камня. За это время Томасу Питту пришлось написать объяснительное письмо о том, что сделка, благодаря которой он получил бриллиант, была честной. Опубликованная в «Европиен мэгэзин» статья оправдала бывшего губернатора, поэтому после получения камня на руки, уже уменьшившегося до 136,75 карат, он смог предложить его парижскому дельцу Джону Лоу. Для продажи алмаза, Джон связался с регентом Франции герцогом Орлеанским, который не смог устоять перед красотой великолепного камня, и приобрел его для Людовика XV уже за 3 375 000 франков. Тогда камень получил свое второе имя, которое и носит до сих пор.
В августе 1792 года, после народного восстания и захвата парижанами дворца Тюильри, где проходила выставка королевских драгоценностей, золото, бриллианты, изумруды и другие камни были спрятаны и опечатаны. А уже в сентябре этого же года стражники обнаружили, что печати сломаны и все королевские бриллианты пропали. Вот тогда и началась самая настоящая детективная история. В первую очередь, как положено, начали подозревать стражников. Тем более что доносов на них приходило просто неимоверное множество.
Продолжавшиеся долгое время допросы ничего не дали. Но в это время сюжет обрел новый поворот благодаря одному из анонимных писем с подробным описанием тайника, в котором спрятаны драгоценности. Уставшие носиться по всему городу стражники, все-таки проверили тайник и в выгребной яме в аллее Вдов нашли бриллиант «Регент» и знаменитый кубок из агата и оникса . Тогда освободили невиновных стражников, но начали подозревать унтер-офицера, ответственного за охрану королевской казны, и даже дали ему кличку «Агат».
Впрочем, через некоторое время следствие нашло настоящих преступников, совершивших похищение. Главаря банды и четырех его подельников приговорили к смертной казни, а остальных членов группировки к длительным тюремным заключениям. Однако на этом история не закончилась, потому что когда через некоторое время парижские власти судили банду фальшивомонетчиков, их главарь по имени «Баба» сообщил о том, что он и его друзья также причастны к краже королевской казны.
Французской революции были нужны деньги, поэтому «Регент» был продан московскому купцу Трескову. Однако за пределами Франции камень пробыл не очень долго - Наполеон Бонапарт счел его слишком ценным для французов. Именно он вернул бриллиант на родину, приказав вставить в эфес собственной шпаги. Однако в 1886 году «Регента» чуть не продали при распродаже алмазов французской короны. Но он слишком дорог длч истории Франции, поэтому до сих пор хранится в Лувре, в музее, где на него могут посмотреть все желающие. На этом история камня, будоражившая многих французов, временно завершена.
Болотова Лёля