Пестроцветная роскошь
Индия - страна цветов лотоса и причудливых архитектурных орнаментов, песен о сладкой вечной любви и свободе. Все это отражается в индийских украшениях, в пристрастии ювелиров к крупным самоцветам, изящным металлическим кружевам, гармонии несочетаемого и буйству красок. Неповторимость и яркость - два слова, которые в полной мере характеризуют стиль ювелирного искусства Индии.
Каждая современная поклонница ювелирных изделий хотя бы раз в жизни мечтала облачиться в пурпурное индийское платье - сари, украсить руки множеством золотых браслетов, обвить тонкими ажурными цепочками щиколотки ног, поставить «бинди» - миниатюрное украшение на лоб, и почувствовать себя экзотической принцессой.
История индийских украшений
История ювелирных украшений Индии неразрывно связана с развитием культуры. Повествования о них встречаются в произведениях литературы, например, в эпосах «Рамаяна» или «Махабхарата», изображениях людей на картинах, либо на фресках, также с обязательными элементами украшений.
Первые упоминания об индийских украшениях датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Это были уникальные в своем роде изделия, состоящие из миллиметровых бусинок золота, серебра и других материалов, соединенных в форме длинных цепочек. С развитием добычи драгоценных камней около 300 года до нашей эры к холодному металлу украшений добавился многогранный блеск алмазов. Но золотые изделия с самоцветами были привилегией не только женщин, но и мужчин.
Так в Индии распространено ношение представителями сильного пола ювелирных предметов, например, серьги или браслеты. Это в некотором смысле показатель мужественности, и, безусловно, принадлежности к определенной касте. А для женщин, в худшие времена, единственное, что она может захватить с собой от прежней замужней жизни, отсюда и огромное количество одновременно надетых драгоценностей. Но это не означает, что украшения обязательно должны быть из дорогостоящих составляющих. Напротив, в Индии принято смешивать различные фактуры при изготовлении украшений, например, бриллианты могут вполне гармонично соседствовать с грубой медью, коралловыми бусинами, слоновой костью и различными недрагоценными камнями и металлами. Тем не менее, сложились два определенных типа индийских украшений, которые сравнительно отличаются друг от друга не только техниками исполнения, но и используемыми материалами.
Минакар и Кундан
«Минакар» - техника изготовления ювелирных украшений с применением эмалевых покрытий металла. В качестве основы обычно берется золото - для нательных украшений, а также серебро - чаще для предметов роскоши, различных шкатулок, рамок для фотографий. Цветовая палитра эмали очень разнообразна, порой на сравнительно небольшом участке украшения умещается целая «радуга». Это кропотливая и трудоемкая работа, поэтому в Индии существует всего три фамильные школы стиля «минакар», занимающиеся изготовлением подобных изделий, тем не менее, украшения получаются эксклюзивными и довольно дорогими.
«Кундан» - техника исполнения изделий из золота, обычно 22 или 24 карата, инкрустированного драгоценными камнями. Особенностью кунданских украшений является необычное крепление самоцветов с помощью золотой фольги.
«Мена Кундан» - соединение двух стилей в одном ювелирном изделии. Одна сторона украшения имеет роскошные цвета эмали, другая - богатство драгоценных металлов и камней. Для предотвращения контакта эмали с кожей, под украшение подкладывают бархатную полоску.
Дизайн индийских украшений
Разнообразие индийских украшений не знает границ. Помимо традиционных серег, перстней , браслетов и ожерелий, существуют цепочки для лодыжек, кольца для пальцев ног, украшение для лба «бинди» и головы «тика», серьги для носа, «сарпечи» - украшения для головных уборов. В качестве вдохновения индийские ювелиры до сих пор используют мир животных, птиц и растений. Распространен мотив изображения цветов лотоса, жасмина, листья определенных деревьев, например, пипала, «священного древа жизни», фруктов, а также солнца и звезд. «Сарпечи» выполняют в форме павлинов, переливающихся цветами бриллиантов, рубинов и изумрудов. На юге Индии распространено украшение «тхали», которое используют при брачных церемониях, и выглядит оно как золотая цепь с множеством символических подвесок и главным фаллическим элементом.
По индийским украшениям можно узнать многое об обладателе, все равно, как прочитать текст в книге. Специальное ожерелье «мангал сутра» укажет на замужество женщины, браслеты - на количество и пол детей, а материал изготовления - о принадлежности к определенной касте. Так, например, золотые браслеты для щиколоток имеют право носить женщины из высших сословий.
Дизайнеры, вдохновленные Индией
Восток не раз вдохновлял ювелиров всего мира. Знаменитый ювелирный дом «Carrera y Carrera» выпустили коллекцию «Taj Mahal» с многообразием тонов, камней, золота и перьев. Так, например, серьги и подвески в синих тонах выполнены из белого золота, инкрустированного бриллиантами и топазами голубого цвета, и конечно яркими перышками, покрашенными сочным голубым.
История бренда «Cartier» неразрывно связана с Индией на протяжении многих лет с момента знакомства в 1926 году Луи Картье и индийского махараджи Патиалы Бхупиндра Сингха. Коллекция драгоценностей «Inde Mysterieuse» поражает воображение богатством форм, деталей, сочетанием различных материалов и своей сказочной красотой. «Cartier» не только воплотили индийские мотивы, но и применили старинную технику огранки драгоценных камней , которая впоследствии стала известна как «Tutti Frutti». Например, бриллиантовое колье, выполнено из трехслойных «нитей» с подвеской сочного зеленого изумруда весом 37,8 карат формы «бриолет», которая практически не используется даже индийскими ювелирами. Украшения из коллекции «Inde Mysterieuse» выделяются обилием крупных цветных камней - это и массивные броши, и кольца с резными аметистами и сапфирами, большевесными турмалинами и алмазами в качестве подвесок.
Знаменитые цветочные мотивы просматриваются в коллекциях таких ювелирных домов, как «Boucheron», «Leon Hatot» или «Brumani». Колье, выполненные с элементами, напоминающие ветви священного дерева, цветы лотоса с лепестками из белого и желтого золота, инкрустированные бриллиантами и розовыми сапфирами.
Тему животных отлично продемонстрировали как ювелиры бренда «Cartier» в знаменитых «кошках» - бенгальских тиграх из желтого золота и платины , инкрустированных бриллиантами и черными ониксами, так и дизайнер Jean Boggio - фигурки слонов украшают кольца и подвески.
Настоящие леди предпочитают экзотику
Массивные колье, серьги и браслеты - привилегия не только индийских махараджи и принцесс, их предпочитают иметь в своем арсенале украшений жены президентов, голливудские звезды шоу-бизнеса и киноиндустрии. Ювелир Pieter Erasmus вдохновился прочтением книги об индийской истории «Белые моголы» для создания изумительного украшения - колье для Мишель Обамы, первой леди США. На металлические нити были нанизаны речные жемчужины, которые отлично дополнялись кристаллами «Swarovski».
Певица Гвен Стефани является поклонницей ножных браслетов различного исполнения - от золотых миниатюрных цепочек до массивных металлических обручей с гравировкой. В качестве ожерелий предпочитает широкие украшения с орнаментальным исполнением санскритских надписей.
Индийские украшения все больше вытесняют классические миниатюрные, выполненные в строгих линиях драгоценности. Отсутствие красок в современных городах и скоростной темп жизни заставляют человека обращать свои взоры в сторону праздника, буйства роскоши и цвета. Драгоценности в стиле индийских махараджи разбавляют серые металлические будни, позволяют соприкоснуться с магией Востока и почувствовать настоящим королем жизни.
Елена Пондина