Неизвестно, занимались бы сейчас люди выращиванием страусов, если бы однажды их внимание не привлекло роскошное оперение этих птиц. О питательных свойствах страусовых яиц и мяса, а также об удивительных свойствах страусовой кожи человечество узнало гораздо позже. Мода на украшения из страусовых перьев не умирала никогда - она лишь переходила из одного состояния в другое.
Например, у древних египтян белые страусовые перья считались символом власти, справедливости и правосудия, и потому из них делали веера для фараонов. Кроме него, никто не мог позволить себе подобную вещицу, даже верховные жрецы. Средневековые рыцари украшали каскадами из страусовых перьев свои шлемы - эту традицию они позаимствовали у древнеримских военачальников. У римлян перья на шлеме указывали на высокий статус его владельца, а у рыцарей - на то, что он возвращается из похода с триумфом.
В женскую моду перья страусов ввела «икона стиля» второй половины XVIII века - французская королева Мария Антуанетта. Но мужчины тоже не собирались от них отказываться - с особым шиком страусовые перья носили на шляпах мушкетеры.
В течение долгого времени страусовое перо экспортировали в Европу из колониальных стран. Спрос постоянно рос, и несчастные птицы едва не оказались под угрозой полного истребления. Так, например, в 1840 году из Южной Африки в Великобританию привезли почти тонну перьев, а к 1910 году европейские потребности увеличились до 370 тонн пера в год. Своим спасением от вымирания страусы обязаны тому, кто догадался специально выращивать их в неволе.
Идеальная структура
Структура страусового пера существенно отличается от структуры перьев других птиц: оно симметрично, и ветви по каждую сторону примерно одинаковой длины. Они не смыкаются между собой крючками, вследствие чего перья не прилегают друг к другу также плотно, как всех остальных пернатых: мудрая природа позаботилась о том, чтобы страусы не мучились от жары летом и не мерзли зимой.
Окончательно сформировавшимися перья можно назвать лишь тогда, когда птица достигает двухлетнего возраста. В оперении птицы различают следующие виды перьев: белые длинные (они растут только у самцов), феминальные (растут у самок, но имеют некоторое сходство с белыми перьями самцов), орнаментные (у каждой птицы всего четыре таких пера, имеющих на концах черно-белую окраску), черные шелковые перья (они тоже растут только у самцов, у самок вместо них растут перья серого цвета), хвостовые (у самцов они - белые или коричневые, у самок - чаще всего неопределенной светлой или темной окраски).
Длина страусовых перьев колеблется от десяти до восьмидесяти сантиметров, самыми качественными считаются перья, достигающие более семидесяти сантиметров в длину и от тридцати сантиметров в ширину.
От боа до юбки
из самых основных потребителей страусовых перьев является Бразилия - ежегодно для карнавальных нарядов требуется от пятнадцати до двадцати тонн перьев. Во время эпидемии птичьего гриппа, от которого пострадали тысячи птиц, национальный праздник оказался на грани срыва, пришлось в срочном порядке завозить незараженные перья из-за рубежа.
Пышные и мягкие боа из страусовых перьев - любимый аксессуар светских львиц и кинозвезд. Барышни из гламурных тусовок, раскусившие всю прелесть понятия «винтаж», охотно щеголяют в страусовых боа самых пронзительных тонов: от кислотно-лимонного до цвета фуксии. Любопытно, что подобный пик моды на боа, только натуральных расцветок, наблюдался среди московской и питерской знати в конце XIX и начале XX века. Носить столь шикарную вещь могли себе позволить лишь замужние дамы, а вот боа на плечах юной девицы приравнивалось едва ли не к распущенности.
Иногда страусовым перьям уделяют внимание и самые именитые кутюрье. Так, Пако Рабанн пробовал создавать из них эклектичные наряды, комбинируя их с флюоресцирующей кожей, а дизайнеры дома Chanel как-то раз продемонстрировали юбку из перьев страуса.
Цены на страусовое перо подвержены периодическим и достаточно существенным колебаниям - все зависит от того, из какого региона идут поставки. Немецкий путешественник XIX века Альфред Брем писал, что килограмм отборных белоснежных страусовых перьев в Судане стоил тысячу марок, а мелкие черные перья оценивались в пределах пятидесяти марок за то же количество. В XXI веке страусовое перо значительно подешевело: за наиболее ценную часть оперения взрослой особи можно выручить от тридцати до пятидесяти долларов. Владельцы страусовых ферм порой заключают договоры с предприятиями электротехнической и оптической промышленности - там перу находится полезное применение: оно обладает высокими антистатическими свойствами, необходимыми при очистке сложных механизмов.
Светлана Усанкова