Фраза Наполеона о том, что площадь Сан-Марко в Венеции похожа на «прекраснейший салон Европы», стала хрестоматийной. И действительно, это не просто площадь в центре города, это роскошная гостиная, главный зал города-музея, огромная сцена, сияющие позолотой декорации и дорогие украшения которой создавались веками и продолжают удивлять и завораживать.
Неизменная красота
Святой Марк, именем которого называется главная площадь Венеции, считается покровителем города. Мощи его в 829 году были выкрадены из Александрии венецианскими купцами. Первоначально покровителем Венеции был св. Теодор, «навязанный» Византией, но город всячески старался подчеркнуть свою независимость, в том числе и в символике. Так образом венецианской республики стал крылатый лев - евангельский символ из написанной Марком части Нового завета.
Площадь Сан-Марко - это практически замкнутое пространство, разделенное на две части: «пьяцца» (собственное площадь) и «пьяццетта» («вестибюль», ведущий к морю). Впервые эта главная достопримечательность Венеции была упомянута в IX веке, причем основная ее планировка оставалась неизменной на протяжении веков. Единственное радикальное преобразование произошло в начале XV века: была воздвигнута Часовая башня, снесены многочисленные торговые лавки, окружавшие пьяццетту, построена библиотека и появилось здание Новых Прокураций.
В настоящее время площадь имеет трапециевидную форму и весьма внушительные размеры - сто семьдесят пять метров в длину, а в ширину - от пятидесяти семи до восьмидесяти двух. Тысячи туристов, многочисленные магазинчики на первых этажах, самые дорогие рестораны Венеции - современное дополнение к творениям венецианских мастеров средневековья.
Пьяцца Сан-Марко
Одна из главных деталей площади - Собор Святого Марка, в котором воедино соединились архитектура Востока и Запада, разные стили и эпохи. Своей уникальностью Собор обязан сокровищам, вывезенным из заморских владений Венецианской республики - это и бронзовые кони из Константинополя, и роскошные мозаики на арочных пролетах, и цветной мрамор фасада, и резная отделка портала. Начиная с 1075 года, когда было объявлено о строительстве грандиозного Собора на месте прежней базилики, сгоревшей при пожаре, все корабли, заходившие в гавань Венеции, должны были привозить подарок для новой церкви.
Венецианские архитекторы спланировали Собор в форме греческого креста, над которым возвышаются пять куполов. Внешнее оформление базилики - это причудливое смешение готического и романского стилей, которое, возможно, в иной обстановке казалось бы нелепым, но в Венеции очень гармонично вписывается в эклектичную архитектуру города и в ансамбль его главной площади. Богато и феерично и внутреннее убранство Собора - фрески, разноцветные мозаики, барельефы и мраморные статуи украшают каждый его уголок. Главные святыни базилики - Золотой алтарь и сверкающий гранями драгоценных камней иконостас над ним, на котором изображено двести пятьдесят образов в оправах из позолоченного серебра.
Справа от Собора располагается Дворец дожей, выборных правителей Венеции. За время существования республики ее граждане выбрали сто двадцать дожей, чьи портреты можно увидеть в самом большом зале Дворца. Современный облик этого грандиозного сооружения, оформившийся к началу XV века, поистине нереальный: нижняя часть Дворца - резные, кажущиеся невесомыми арки и лоджии, а верхняя - основной объем в готическом стиле. Этот памятник занимает три этажа, на каждом из которых располагаются богато декорированные залы и палаты.
Еще один шедевр площади Сан-Марко - Кампанилла, колокольня, выполнявшая одновременно и функции маяка. На ее верхнем этаже расположена смотровая площадка, откуда можно увидеть не только город, но и все острова венецианской лагуны. В 1902 году эта башня рухнула, но через десять лет была полностью воссоздана на том же месте.
С северной части пьяцца ограничена трехэтажным зданием Старых Прокураций, где когда-то заседали прокураторы, регламентировавшие общественную жизнь Венеции. Количество их увеличивалось, поэтому в XVI веке напротив было выстроено здание Новых Прокураций, в котором позже располагалась резиденция Наполеона, а в настоящее время находится картинная галерея.
Ни один турист не обходит стороной и Часовую башню, построенную в XV веке. Точное время по циферблату на башне узнать непросто, поскольку показывают они только час, как было принято в средневековье. А вот фазу Луны определить вполне возможно, как и текущий знак Зодиака - все они изображены на этих необычных часах. Удивительный для того времени механизм был сделан мастером Паоло Раньери, которого сразу ослепили, дабы часовщик не смог больше повторить подобного чуда. Каждый час все пространство площади заполняется дрожащим боем - это две вращающиеся бронзовые статуи ударяют молотками по огромному колоколу.
Пьяццетта
«Парадный вход» на главную площадь - пьяццетта ди Сан-Марко, обрамленная зданиями Дворца дожей и Библиотеки, построенной флорентийским архитектором Якопо Сансовино. Туристов, прибывающих сюда морем, провожает искрами залив Сан-Марко, а впереди их встречает яркая и праздничная пьяцца, открывающаяся аркой Часовой башни.
Удивительную архитектурную симфонию завершают две каменные колонны, расположенные практически на берегу моря. Одна из них украшена фигурой крылатого льва (которому, как выяснилось при реставрации, не менее двух с половиной тысяч лет), другая - святого Теодора, первого покровителя Венеции. С этими колоннами связана легенда, гласящая, что с человеком, который пройдет между ними, случится несчастье. Вероятно, это объясняется тем, что пьяццетта издавна служила местом публичных казней. Поэтому туристы предпочитают любоваться этим памятником со стороны.
Говоря о площади Сан-Марко, нельзя не упомянуть и другие ее символы - это и истинно венецианские трехрожковые фонари красного цвета, и кафе «Флориан», которое хранит память о Байроне, Хемингуэе и потому отличается отнюдь не демократичными ценами. Невозможно представить себе Сан-Марко и без стай голубей, которые охотно садятся на руки туристам. Главная площадь Венеции - столь же живая, праздничная и удивительная, как и весь город.
Дарья Цветкова