Русская поговорка о том, что «за тридевять земель щей хлебать не ездят», безнадежно устарела: в моде гастрономический туризм - поездки за рубеж с целью ознакомиться с кухней какой-либо страны. Причем важно не просто съездить туда, где «хорошо накормят», а приобщиться к искусству приготовления пищи, возведенному в культ. Гастрономический туризм называют путешествиями со вкусом, ведь кулинарные изыски иной раз лучше всего помогают понять культуру того или иного народа.
Покупателям гастрономических туров нужно заранее определиться с концепцией поездки. Можно просто поехать в страну, славящуюся вековыми кулинарными традициями, и ознакомиться с ее достопримечательностями - как съедобными, так и всеми остальными. А можно посетить яркие и аппетитные гастрономические фестивали, которые периодически проводятся в самых разных уголках планеты. Например, сентябрь - время Устричного фестиваля в Ирландии и Октоберфеста в Мюнхене, в июле традиционно проходит праздник испанской национальной еды Сан-Фермин и Бонтон - фестиваль тунца в Италии, а в ноябре заядлые гастротуристы отправляются во Францию на Божоле Нуво - праздник молодого вина или на фестиваль белых трюфелей в Сан-Миниато.
Чья кухня вкуснее?
Туроператоры все чаще отмечают, что люди выбирают места для отдыха не по числу пляжей или памятников истории, а оценивая гастрономическую привлекательность страны. С этой точки зрения запросам путешественников лучше всего отвечают Индия, Таиланд и Китай. Продолжают список Италия, Франция, Испания, Япония, Чехия, Сингапур.
Гастрономические туры обычно рассчитаны на шесть - восемь дней. Стоимость поездки зависит от ее продолжительности и от расстояния до выбранной страны. Так, «вкусное» недельное путешествие в Италию обойдется не дешевле двух тысяч евро. Пятидневный гастрономический тур в Пекин с походом по знаменитым местным ресторанам, участием в чайной церемонии и обширной культурной программой стоит примерно столько же. Во Франции любителей вкусностей чаще всего ждет не только экскурсия по элитным предприятиям общепита, но и посещение кулинарных и винных курсов.
Гастротуры делятся на городские и сельские или «зеленые». В городах туристов водят на экскурсии по колбасным цехам и кондитерским фабрикам, приглашают посмотреть на процесс приготовления какого-нибудь знаменитого блюда в ресторанном закулисье. Любители сельского гастрономического туризма отдыхают на лоне природы, ходят по лесным тропинкам в поисках дикорастущих ягод, помогают фермерам в сборе урожая овощей и фруктов или совершают прогулки по виноградникам.
Мальта, Швеция и другие
Гастрономический туризм показал себя достаточно доходной статьей государственной экономики, и не случайно за его развитие взялись даже те страны, о гастрономической культуре которых обывателю раньше ничего не было известно. Популяризировать национальную кухню принялись на Мальте и создали даже специальную ассоциацию под названием Fuklar. Трудности в виде отсутствия четкого определения национальной мальтийской кухни вовсе не смущают энтузиастов. Они собираются заманивать туристов вином, оливковым маслом, морепродуктами и красными апельсинами.
Как центр гастрономического туризма позиционируются курорты Баварии. Сюда приглашают желающих полакомиться хвалеными немецкими колбасами, сардельками и сосисками. В баварском «меню» их насчитывается более полутора тысяч видов.
А власти шведского города Эстерсунд собираются угощать гостей не только за традиционным «шведским столом», но и намерены к 2020 году собрать здесь все лучшие кухни мира. Город получил от Еврокомиссии 2,3 миллиона евро на строительство туристической инфраструктуры.
В России гастрономический туризм еще только зарождается, элементы гастротуров операторы включают в основные программы, а собственно гастрономическая концепция поездки - большая редкость. Нет на данный момент и четкой системы гастрономических туров, как в той же Франции. Эксперты считают, что уже в обозримом будущем в России появятся свои уникальные гастрономические маршруты, и приоритеты будут отдаваться «зеленому» гастротуризму.
Светлана Усанкова