Любому из наших соотечественников, имеющему за плечами хотя бы среднюю школу, знакомо название «Лувр», так что повод гордиться нашей системой образования всё-таки есть. Другое дело, что для подавляющего большинства россиян представления о Лувре ограничиваются знанием двух фактов: что это музей и что там находится шедевр из шедевров, «Мона Лиза», написанная гением из гениев, Леонардо да Винчи. Вот, собственно, и все наши знания об одно из жемчужин мировой культуры.
А между тем у Лувра богатая, яркая и древняя история. Годом рождения Лувра считается 1190 год, когда на месте нынешнего роскошного дворца было начато возведении настоящей крепости. Французский король Филипп-Август строительством крепости хотел защитить подходы к острову Ситэ, тогдашнему центру Парижа. Защита городу в то время требовалась, во-первых, от викингов, для которых река Сена была излюбленным водным путём для совершения грабительских набегов на внутренние французские земли, во-вторых, от мятежных феодалов, которые вполне могли напасть на главный опорный пункт короля, который как раз в это время собрался в Крестовый поход. Практически сразу эту крепость начали именовать Лувром. Относительно происхождения названия существует несколько версий. Самая распространённая из них гласит, что имя будущему музею дали волки (по латыни lupus), в те времена в изобилии обитавшие в окрестностях. Впрочем, другие специалисты предлагают внимательнее взглянуть на старофранцузский язык, предшественник современного французского - на этом наречии слова «lauer», «lower» означали «сторожевая башня». Кроме того, есть сторонники и древнегерманского происхождения «Лувра» - в этих диалектах есть похожие слова, означающего «укрепление» или «крепость».
Как бы то ни было, но уже в XIV столетии Лувр приобретает особое значение - в 1317 году сюда переносится на хранение королевская казна, а король Карл V, правивший с 1364 по 1380 годы, приказывает расширить территорию замка и превращает его в собственную резиденцию. Новую страницу в жизни Лувра открыл король Франциск I, который и сделал решающий шаг в превращении военной крепости в светский дворец ренессансного типа - с 1527 года началась серия перестроек Лувра, в ходе которых он стал обретать современный вид. Другим «строителем» Лувра можно смело признать Генриха IV, который в начале XVII столетия увеличил площадь дворца в 4 раза, приказав возвести, в частности, галерею длиной более 400 метров с колоннами, которая и стала основой будущей картинной галереи. В течение последующих почти 70 лет Лувр активно расширялся и украшался в стиле барокко.
Тёмные времена для дворца наступили во второй половине того же века, когда «король солнце» Людовик XIV перенёс королевскую резиденцию в недавно построенный под Парижем Версаль. Масштабные работы в Лувре были приостановлены, дворец, покинутый королём и его двором, постепенно стал превращаться в огромный постоялый двор, в который заселили различные государственные учреждения, мастерские художников и многих из самих художников, скульпторов и учёных. Ближе к закату абсолютно монархии во Франции Лувр планировалось даже снести, но грянувшая в 1789 году Великая Французская буржуазная революция помешала этим планам и спасла дворец. С образованием Французской империи Лувр активно перестраивается с учётом новых требований и архитектурных возможностей, особенно активно при Наполеоне I и Наполеоне III. В общем и целом современный вид Лувр приобрёл в 1871 году. Небольшие дополнения в архитектурный ансамбль были внесены лишь в 1989 году, когда была сооружена знаменитая стеклянная пирамида.
В настоящее время основные площади Лувра отданы под одноимённый художественный музей, который в общей сложности занимает площадь в 160 тысяч квадратных метров. Помимо музея в дворцовом комплексе расположены: Высшая школа Лувра; музейно-исследовательский центр реставрации, Центральный совет декоративно-прикладных искусств с библиотекой и коллекциями и так далее.
Что касается той самой стеклянной пирамиды, которая за 20 лет успела стать настоящим символом всего музея, то она является детищем известного архитектора Йо Минг Пея, и окружена тремя пирамидами меньшего размера и фонтанами. Пирамида, архитектурным прототипом которой стала знаменитая египетская пирамида фараона Хеопса, имеет длину стороны основания в 35 метров, угол наклона сторон 52 градуса и общую высоту 21,65 метра. Помимо задач внешнего дизайна у строительства стеклянной пирамиды были и практические функции. Прежде всего, пирамида, как главный вход в музей, призвана распределять потоки посетителей (а ежегодно Лувр посещают более 5 миллионов ценителей искусства, и с каждым годом это число растёт на несколько процентов) по различным залам и галереям. Кроме того, многоярусная стеклянная пирамида должна помочь в будущем решить проблему новых площадей для административных и технических служб музея.
Что касается самого музея Лувр, то его богатейшая коллекция произведений искусства начала собираться ещё в начале XVI века, когда Франциск I активно скупал картины и скульптуры итальянских мастеров Возрождения. С каждым новым монархом королевская коллекция пополнялась и к моменту Революции была уже вполне значительной. В свою очередь, Египетская экспедиция Наполеона Бонапарта положила начало «восточному буму», благодаря которому огромное число исторических и культурных ценностей Египта и Ближнего Востока оказалось во Франции. Именно эти ценности и составили основу для нынешних хранилищ Лувра. В настоящее время более 300 тысяч экспонатов разделены на 8 основных коллекций (от Древнего Востока до современного графического искусства), при этом лишь около 35 тысяч предметов могут быть единовременно представлены посетителям. Ну, и наиболее известным шедевром, хранящимся в Лувре, является, конечно, легендарная «Джоконда» Леонардо, давным-давно ставшая обязательным пунктом в туристической программе гостей Лувра и Парижа со всего света. Если надумаете попробовать посетить Лувр, ради ли «Моны Лизы» или каких-других экспонатов, то знайте: музей открыт с 9 утра до 6 вечера каждый день (до 21.45 каждую среду и пятницу), кроме вторника и праздников (1 января, 1 и 8 мая), а в первое воскресенье каждого месяца вход свободный.
Александр Бабицкий