Практически любая профессиональная деятельность связана с общением с теми или иными людьми. И даже те представители тех творческих призваний, при которых разговоры с другими людьми сведены почти к нулю (вроде писателей или скульпторов), не могут совсем обойтись без деловых бесед. А любая деловая беседа, если только вы не общаетесь с очень давними и очень хорошими знакомыми, связана с целым набором правил и советов по этикету, которые очень не мешало бы знать.
Начнём с основных правил, которые и должны составлять базу делового (да и любого другого) общения. Прежде всего, в любой беседе просто неоценимо умение слушать собеседника и дать ему высказаться в полной мере. Поэтому нужно забыть свои привычки вроде рассматривания во время разговора пейзажа из окна, или рисования, подобно А.С. Пушкину, всяких рожиц на полях документов. Слушайте собеседника внимательно и дайте ему понять, что вам интересен предмет разговора. При этом нужно умудряться не только внимательно слушать, но и контролировать свою реакцию. Равно как не стоит закатывать глаза к потолку и недовольно фыркать, если слова собеседника не совпадают с вашим мнением, точно также не нужно подпрыгивать с ликующими воплями, если ваши точки зрения совпадают. Дослушайте до конца и корректно выразите свою позицию.
Практика показывает, что приходится напоминать о таких элементарных вроде бы вещах, что крайне желательно свести на нет вероятность того, что вам во время деловой беседы позвонят - нередки случаи, когда несвоевременные звонки затрудняли ход беседы, а то и вовсе прекращали её. Если вы руководитель, уже обзаведшийся секретаршей, поручите ей, чтобы вас не беспокоили; если в вашем распоряжении лишь ваш сотовый телефон, выключите его или, в крайнем случае, переведите в режим виброзвонка.
Кроме того можно вспомнить целый ряд более мелких, частных рекомендаций. Например, полезно во время беседы периодически обращаться к собеседнику по имени - в противном случае у него создастся впечатление, что вы просто-напросто забыли, как его зовут, что тоже не сыграет в вашу пользу. Само собой разумеется, не стоит забывать о такте и затрагивать темы, которые могли бы быть человеку неприятны или оскорбительны: никаких двусмысленных шуток или вопросов о возрасте, национальности, весе, вероисповедании и прочее. Можно осведомиться о здоровье, но только самыми общими фразами, не вдаваясь в детали. Если вы позаботились о том, чтобы на столе во время беседы оказалось что-то съестное, то есть чай, кофе и что-то десертное, нужно заранее подумать о двух главных вещах. Во-первых, чтобы рядом было место, где можно помыть руки. А во-вторых, чтобы вашему собеседнику был предоставлен хотя бы минимальный, но выбор - если напитки, то различные, если чай, то несколько сортов чёрного и зелёного, и тому подобное. Предоставляя человеку выбор даже в этом, казалось бы, пустяковом аспекте вашего общения, вы демонстрируете своё уважение к нему. Лишая его выбора, вы тем самым как будто навязываете ему свою волю, что для любого человека неприятно.
Если же говорить о правилах этикета для деловой беседы, в которых задействованы не просто несколько человек, а целые делегации, то здесь свои подводные камни. Во-первых, если стороны не знакомы, то необходимо представиться. Представляются сначала главы участвующих делегаций, первым делом глава принимающей стороны, затем глава гостей. В случае, если число участвующих в беседе не превышает разумных пределов, то следующим этапом значится представление главами делегаций своих сотрудников (если людей всё-таки слишком много, то обходятся без этого, просто заранее раздают всем списки участников и, при идеальном варианте, карточки с именами и фамилиями). Это представление идёт по убывающей, то есть сначала представляются более высокопоставленные сотрудники, а затем уже и занимающие менее ответственные должности.
Начинает беседу обычно глава принимающей стороны. Однако его речь не должна быть построена по принципу «с места в карьер», ему не нужно сразу излагать свою позицию. Следует ещё раз всех поприветствовать, обозначить причину встречи, решить какие-либо организационные вопросы и предоставить слово для обозначения их позиции собеседникам. Разумеется, во время выступления представителей оппонентов не нужно никого перебивать, оставив вопросы или возражения на окончание речи. Но если выступает «свой» участник деловой беседы, глава делегации может при необходимости остановить его. Излишне, наверное, упоминать, что в этом случае нужно соблюдать иерархию, то есть «младшему» некорректно будет останавливать «старшего». Также ещё возможен вариант, что в беседе будут участвовать иностранцы. В таком случае принимающей стороне нужно заранее озаботиться (ключевое слово здесь - «заранее») о присутствии переводчика или носителя иностранного языка. В противном случае отсутствие переводчика не только создаст трудности со взаимопониманием, но и негативно скажутся на имидже принимающей стороны.
Александр Бабицкий