Став студентами вузов, большинство вчерашних школьников без сожаления расстаются с опостылевшей школьной формой. ВУЗы не требуют от своих студентов следования строгому дресс-коду, и молодые люди с радостью этим пользуются. Однако часто ситуация меняется, когда после получения диплома новоиспеченный специалист в потертых джинсах поступает на службу в солидную компанию, где деловой этикет в одежде в корне отличается от альтернативного студенческого гардероба.
Безусловно, в разных фирмах разное отношение к дресс-коду, но знать основы делового этикета в одежде нужно любому соискателю на ту или иную должность.
Значение дресс-кода
В большинстве компаний стилю одежды сотрудников уделяется особое внимание; то, как одеты сотрудники и каким образом они ведут себя в офисе, создает определенное впечатление об имидже фирмы у потенциальных клиентов и партнеров.
Помимо этого дресс-код выполняет ряд важных функций: одежда подчеркивает специфику той или иной ситуации, а также играет определяющую социальную роль, в той или иной мере отражая половую принадлежность, социальный статус, профессию, финансовую состоятельность, а также отношение человека к стилю, моде и традициям.
Дресс-код: основные ошибки
Как правило, поступая на должность, человек, обладающий здравым смыслом, понимает, что можно надеть в офис, а в чем приходить не стоит. Однако случаи катастрофического несоответствия дресс-коду время от времени фиксируются чуть ли не в каждой компании. Особенно часто такое происходит в небольших и молодых компаниях с нечетко разработанной системой дресс-кода или полным ее отсутствием.
Чтобы ваш внешний вид не вызывал недоуменных взглядов и двусмысленных ухмылок, запомните несколько основных правил дресс-кода, которые работают в любой фирме, независимо от ее размеров и финансовой мощи:
- Одежда не по размеру: слишком широкая и длинная одежда выглядит нелепо, а одежда короткая или чрезмерно обтягивающая слишком подчеркивает фигуру и также далека от стиля и хорошего делового вкуса, как и гардероб «с чужого плеча». Любая одежда должна соответствовать размеру и хорошо сидеть по фигуре.
- Короткие юбки в офисе совершенно неуместны. Женщина в короткой юбке в офисе привлекает внимание, прежде всего, своими ногами, а не деловыми качествами.
- Табу мужского делового стиля - короткие или спущенные носки, оголяющие часть ноги. Если мужчина садится в кресло, при этом забрасывая ногу за ногу, оголенные волосатые щиколотки - не самое привлекательное зрелище.
- Глубокое декольте и оголенные плечи: так же, как и короткая юбка , в женском деловом образе недопустимы такие детали кроя.
- Неправильный выбор цветовой гаммы: как, правило, офисный дресс-код построен на одежде сдержанных, темных и нейтральных оттенков. Такие цвета, как красный, зеленый или желтый не слишком уместны в деловом стиле и допускаются разве что в виде тщательно подобранных цветовых акцентов.
- Не слишком профессионально выглядит одежда с крупными принтами, логотипами, надписями, стразами и обилием декоративных украшений.
- Грязная и изношенная обувь: любимые кроссовки или сланцы оставьте дома. В офисе предпочтительна закрытая обувь классического дизайна, которая, конечно же, должна быть чистой.
- Соответствие одежды времени и ситуации: деловая встреча в офисе и званый ужин с участием иностранных партнеров требуют разного дресс-кода, однако так или иначе он должен сохранять определенную сдержанность и соответствие нормам хорошего вкуса.
Деловой этикет в одежде для мужчин
Существует деловой дресс-код для особых случаев и так называемый стандартный офисный дресс-код. В первом случае речь о дорогих костюмах, шелковых галстуках и кашемировых пальто, во втором - о более демократичной одежде, выдержанной в деловом стиле. Гардероб стандартного офисного дресс-кода уместен и в офисе, и на деловой встрече, и во время короткого бизнес-ланча с партнерами.
Рубашки
- Многие мужчины предпочитают однотонные рубашки, при этом стилисты не рекомендуют составлять деловой гардероб из однотонных рубашек, отличающихся друг от друга лишь оттенком одного цвета. В идеале в гардеробе делового мужчины должно быть не менее десяти сорочек разных цветов и оттенков. Универсальные цвета: серый, темно-коричневый, темно-синий, желто-коричневый и белый.
- В цветовой гамме деловых рубашек допускаются пастельные оттенки, однако слишком светлая пастель выглядит достаточно празднично, поэтому в повседневном деловом гардеробе таких оттенков лучше избегать.
- Рубашки в вертикальную полоску вполне уместны в гардеробе делового мужчины. Что касается длины рукава, то единственно правильное решение в данном случае - классическая рубашка с длинным рукавом. Волосатые руки - не самое приятное зрелище.
Брюки
- Брюки из светлых тканей отвлекают внимание от рубашки и образа в целом. Не следует надевать светлые брюки на собеседование или деловую встречу, лучше отдать предпочтение брюкам черного, темно-коричневого, темно-синего или угольно-серого цвета. Край брюк должен лежать на верхней части обуви, но при этом не собираться внизу в некрасивые складки.
- Официальный офисный дресс-код, равно как и стандартный, не жалует рубашки в клетку, широкую яркую полоску, а также вещи с принтами и рисунками. Одежда не должна отвлекать внимание коллег и партнеров, в некоторых странах определенное сочетание клетки или полос ассоциируется с принадлежностью к тому или иному национальному или политическому движению, поэтому во избежание ошибочного толкования вашего образа, лучше выдержать деловой гардероб в однотонном ключе.
- Рубашки с коротким рукавом оставьте парням-миссионерам, в офисе или на переговорах они не уместны. Рубашка в цвет брюк создает впечатление военной формы, беспроигрышный вариант - темные брюки и светлая рубашка, но никак не наоборот.
- Джинсовая одежда, безусловно, очень практичная, но в деловой обстановке не уместная, особенно если говорить о тертом и светлом дениме. В некоторых компаниях, дресс-код допускает присутствие джинсов, но в большинстве своем такая одежда разрешена в небольших компаниях, связанных с творчеством, рекламой или IT-технологиями.
Деловой этикет в одежде для женщин
Офисный дресс-код для женщин от мужского отличается более широким выбором цветов и вариантов одежды в целом. База женского делового гардероба - это сдержанные элегантные костюмы с брюками или юбкой, платья классической длины, юбки-карандаши и блузки рубашечного покроя.
- В деловой одежде недопустим блеск, разнообразные пайетки и стразы, обильная вышивка и аппликация, яркие кричащие цвета и принты. Все, что отвлекает внимание от вашей профессиональной деятельности, не особо приветствуется с точки зрения делового этикета в одежде.
- Представительницам прекрасного пола, по крайней мере, тем, кто хотел бы добиться карьерного роста, используя свои профессиональные качества, следует избегать коротких юбок и слишком обтягивающей одежды.
- Цветовая гамма делового женского гардероба – это элегантные и сдержанные оттенки, в качестве цветового акцента в некоторых ансамблях допускается присутствие насыщенных цветов, например, фуксии, бирюзы , оттенков драгоценных камней .
- Обувь деловой женщины – это классические лодочки бежевого или черного цвета или туфли на устойчивом каблуке. Балетки и туфли без задников удобны, но лучше, чтобы в такой обуви вас не видел босс, клиенты или деловые партнеры.