Международный деловой протокол или этикет – это всего лишь правила построения отношений с другими людьми, если говорить простыми словами. Международный деловой этикет служит для того, чтобы обеспечивать основной общественный комфорт и создавать среду, в которой другие будут чувствовать себя удобно и безопасно. А это возможно только при условии успешного общения между людьми.
Деловой протокол состоит из двух вещей. Первое – это внимательное рассмотрение интересов и чувств других людей, а второе - способность минимизировать недопонимание между людьми. Международный деловой этикет дает инструкции по поведению.
В каждом регионе и стране свой деловой этикет. Из-за этого у людей возникают сложные ситуации, так как иногда трудно сбалансировать внимание и на международном деловом протоколе, и на других видах деловой деятельности одновременно. Очень важно уметь сконцентрироваться на основных моментах делового протокола.
Основные моменты
Вот несколько важных советов по международному деловому протоколу, которые помогут вам вести успешный бизнес:
- Записка с благодарностью. Если вы хотите выделиться среди других, то никогда не забывайте отправлять записку с благодарностью своим клиентам или тем, кто приходил к вам на собеседование. Это произведет хорошее впечатление и положительно отразится на имидже компании.
- Узнавайте имена людей. Всегда старайтесь узнавать имена людей, с которыми вы имеете дело. Так вам будет легче общаться. Кроме того, людям всегда приятно, когда к ним обращаются по имени.
- Всегда смотрите людям в лицо. Во время общения с деловыми партнерами смотрите им в лицо, выключайте телефон, чтобы не отвлекаться от него во время общения. Так вы не навредите своей репутации.
- Не обсуждайте и не судите других. Все люди уникальны по-своему. Если вы не согласны с другим человеком в каком-то вопросе, не критикуйте его, а попытайтесь понять. Таким образом вы сможете создать вокруг себя дружественное окружение. Помните, что, уважая других, вы получаете уважение к себе.
- Следите за своим поведением, чертами характера и честностью. Деловой этикет требует от вас максимальной честности. Помните, что завоевать доверие других людей очень сложно, поэтому всегда старайтесь оставаться честными.
Культура и традиции других стран
Осуществляя деловую деятельность в другой стране, члены руководства и управляющие компанией должны обладать некоторыми знаниями по поводу правил и норм поведения, которые считаются приемлемыми в общественных и профессиональных отношениях. Культура и традиции каждой страны влияют на поведение людей, поэтому оно отличается в разных странах.
Для менеджеров и членов руководства компании очень важно знать эти различия, чтобы успешно вести свой бизнес в чужой стране и завоевать доверие и уважение своих иностранных партнеров. Существует несколько основных аспектов в международном деловом протоколе:
- имена и названия;
- организация встреч;
- пунктуальность и время;
- визитные карточки;
- предварительные беседы;
- вербальное общение;
- невербальное общение;
- деловые ужины;
- дарение подарков;
- деловая форма одежды.
Когда вы собираетесь в деловую поездку в другую страну, то должны заранее ознакомиться с ее культурой и традициями. Тогда вы точно будете знать, что положить в дорогу в свой чемодан. Вы должны понимать, что знание международного делового протокола обеспечит вам не только комфортное пребывание в чужой стране, но и поспособствует успешности вашего бизнеса. Заранее ознакомьтесь с особенностями делового этикета в той стране, куда вы едете.
Италия
Хотя Италия и славится своей кухней, вином, произведениями искусства и модой, многие люди едут туда, чтобы отдохнуть. Если вы собираетесь ехать в Италию в деловую поездку, то должны помнить следующее:
- Итальянцы не привыкли быть пунктуальными, поэтому правило, когда рано – это вовремя, вовремя – это опоздание, а опоздание – неприемлемо, в этой стране не действует. Но если у вас намечается действительно очень важная деловая встреча, заранее предупредите об этом своего итальянского делового партнера.
- Итальянцы любят одеваться так, чтобы произвести впечатление. Поэтому строгий деловой костюм – это то, что у вас обязательно должно быть во время поездки в Италию.
- Не дарите итальянцам подарки, они воспринимают их как нечто очень личное. Там принято дарить подарки близким и друзьям, а ваш деловой партнер вам вовсе не друг, поэтому хорошо подумайте перед тем, как что-то ему дарить.
Япония
Япония славится одним из самых высоких уровней грамотности в мире. Японцы известны своей серьезной системой образования и традициями.
- В Японии принято кланяться в качестве приветствия. Иногда допускается рукопожатие , но ваш японский партнер должен быть его инициатором.
- В Японии очень уважительно относятся к людям старшего возраста. Если встречу ведет человек старшего возраста, то люди моложе не должны много говорить в знак уважения к старшим.
- Если вы дарите в Японии подарки, то обязательно заворачивайте их. В японской культуре это очень важно.
- В этой стране нужно очень осторожно относиться к слову «нет». Этикет Японии требует соглашаться и кивать головой в знак согласия, даже если на самом деле вы не согласны.
Китай
Китай – самая населенная страна в мире, в которой международный деловой протокол очень отличается от других стран. В этой стране вы можете дарить подарки своему партнеру по бизнесу, главное, чтобы он был подходящим. Никогда не дарите в Китае часы, так как там это знак смерти. Во время дарения подарка задействуйте обе руки и никогда не заворачивайте то, что вы дарите, в черную, голубую или белую бумагу. Что касается дресс-кода, то в Китае он должен быть консервативным. После встречи с китайским партнером по бизнесу вы всегда должны покидать комнату последним.
Франция
Если вы едете в деловую поездку во Францию, всегда все планируйте – от деловых встреч до светских приемов. Там не принято появляться на таких мероприятиях без заранее подготовленного плана. Что касается пунктуальности, то во Франции ей не придают большого значения. Так что опоздание не будет считаться там знаком неуважения к своему деловому партнеру. Всегда хорошо одевайтесь, так во Франции очень большое значение придают моде. Не дарите подарки слишком рано, например, на первой встрече.
Индия
- В Индии пунктуальность также не считается чем-то важным. Поэтому индийские партнеры по бизнесу очень часто опаздывают на встречи.
- В этой стране также не принято говорить слово «нет». Лучше заменить его на что-то альтернативное. Если вам предлагают еду, например, то не говорите фразу «нет, спасибо», это будет воспринято как обида.
- Не ешьте и не предлагайте говядину своим индийским партнерам по бизнесу, так как в Индии корова считается священным животным.
Бразилия
Собираясь в деловую поездку в Бразилию приготовьтесь к очень долгим деловым встречам. Если вы захотите уйти раньше, это будет считаться проявлением неуважения. В этой стране принято идти на мелкие физические контакты, например, пожимать руку и так далее. Бразильцы будут расценивать это, как знак доверия к ним. Не ешьте руками пищу, когда будете в Бразилии. Там это не принято.
Международный деловой протокол в каждой стране свой, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заранее ознакомиться с его основными моментами для того, чтобы ваша деловая поездка стала действительно успешной.