Детей с ранних лет учат вежливым словам, «спасибо» и «пожалуйста» - это основы корректного социального общения. На самом деле эти простые истины работают во всех сферах жизни, в том числе и в бизнесе. У вежливого и доброжелательного человека гораздо больше шансов завоевать расположение партнеров или клиентов и добиться успеха в бизнесе, поэтому нельзя игнорировать правила делового протокола.
Однако деловой протокол (или деловой этикет), конечно же, не ограничивается словами элементарного приветствия или благодарности. Настоящий профессионал своего дела должен овладеть искусством делового общения, если он стремится к признанию и заботится о своей репутации в мире бизнеса.
Пунктуальность и точность
Показать свою воспитанность и профессионализм очень просто уже в самом начале общения с партнером, клиентом или сотрудником. Просто будьте пунктуальны, возьмите себе за правило появляться там, где вы должны быть, вовремя, без опозданий. Пунктуальность говорит о многом, как минимум эта черта показывает руководству и коллегам ваше серьезное отношение к работе и уважение к членам рабочего коллектива. Заставлять ждать клиентов или партнеров некрасиво. Медлительность и нерасторопность одного человека может стоить людям, которые его ждут, пропущенной следующей встречи или непредвиденного изменения планов. Опоздания, особенно систематические, прежде всего, показывают, что опоздавший не ценит время других людей.
Подготовка к деловой встрече
Прибыть на деловую встречу вовремя - это, конечно, хорошо, но согласно деловому протоколу деловой человек должен быть готов к этой встрече, независимо от того, ведет ли он ее или является одним из ее участников. Согласно деловому протоколу, на встрече под рукой следует держать всю необходимую документацию, и не просто иметь ее в наличии, а по-настоящему разбираться в ее содержании.
То же самое касается и руководителя, проводящего собеседование с соискателем на должность в компании. Вопросы для интервью должны быть четкими и подготовленными. Постоянные запинки или явная дезориентация в содержании документации производит крайне неприятное впечатление.
Внешний вид
Если вы хотите, чтобы вас воспринимали серьезно в деловых кругах, обратите внимание на свой гардероб. Соответствующий дресс-коду гардероб должен отвечать обстановке: для мужчин это костюм с рубашкой и галстуком, для женщин - брючный костюм, строгий костюм с юбкой или платье сдержанного классического фасона.
В компаниях креативной направленности и в сфере IT уместен более свободный дресс-код, например, джинсы и рубашка поло. Строгий деловой костюм или смокинг в таком окружении выглядит несколько нелепо.
Жесты и стиль общения
Манера поведения и стиль общения говорит о профессионализме и знании делового протокола не меньше, чем дресс-код делового человека. Употребление сленговых словечек, непристойных острот и скабрезностей в ходе делового общения - верный признак непрофессионализма и элементарной невоспитанности. Не прибавляет очков имиджу делового человека распространение сплетен внутри и за пределами коллектива, а также разглашение приватной и коммерческой информации, которая предназначена для узкого круга лиц.
Правила переписки по электронной почте
Современный деловой мир невозможно представить без интернета и использования электронной почты. В электронной переписке используются стандартные приветствия, которые вы используете в обычной переписке.
Усиливают положительное впечатление от автора письма употребленные к месту слова благодарности, формулировки, характерные для деловой переписки, и заключительная часть, выражающая доброжелательность и готовность к дальнейшему сотрудничеству.
Настоящим моветоном электронной переписки является набор текста заглавными буквами. Такой текст не только выглядит нечитабельно, но и визуально производит впечатление некоей претензии или повышенного тона.
Как представиться
Если вы знакомитесь с новым человеком, лучше назвать свое полное имя. Называя только свое имя, вы усложняете задачу человеку, который, возможно, занеся ваш номер телефона в список контактов, не сможет отличить вас от другого Александра или Натальи. В подобных ситуациях спасают визитные карточки, вручить человеку свою карточку легко и это избавит вас от лишних объяснений и заодно снабдит вашего собеседника всей необходимой информаций о вас.
Поза ног
Общаясь с партнерами или клиентами, не сидите, закинув ногу за ногу, это касается как мужчин, так и женщин. Поза нога за ногу отвлекает, выглядит неуместно расслабленной, а если так сидит женщина, даже несколько двусмысленной. Ну а вообще поза нога за ногу негативно влияет на кровообращение, поэтому если вам дорого ваше здоровье, не закидывайте ногу за ногу.
Пределы благодарности
Благожелательность и искренняя благодарность - это, безусловно, позитивные черты любого человека, но даже оттенков слова «спасибо» бывает очень много. Выражение благодарности по поводу и без умаляет значимость разговора и вашей благодарности как таковой. К тому же такая манера общения производит впечатление подобострастности и неуверенности в себе.
Всему свое место
Деловой протокол - это не только дресс-код и правила поведения на деловых встречах. Определенные правила распространяются и на поведение в офисе. Например, свой ланч следует хранить на кухне офиса и там же его употреблять.
Как бы вы ни были заняты работой, не стоит есть свой обед на рабочем месте. Поверьте, далеко не всем приятно видеть жующего коллегу и ощущать запах вашего обеда, каким бы вкусным он вам ни казался.
Кто платит
Если вы приглашаете клиентов, партнеров или сотрудников на ужин, не ожидайте, а тем более не требуйте вложений в оплату счета со стороны пригашенных. По правилам делового этикета , приглашающая сторона всегда оплачивает счет.
Чистый стол
Личные вещи на рабочем столе держать не принято. Многие привязаны к своим смартфонам , которые постоянно рядом с нами, во время обеда и во время встреч. Но даже если присутствие телефонов на рабочем столе можно допустить, личные вещи типа косметички и ее содержимого на рабочем столе стоять и лежать не должны. Из личного на рабочем месте допустимы лишь телефон и фото семьи в скромной рамке.
Безусловно, в каждой компании существуют свои особые правила, но они обычно являются дополнением к основам делового протокола, которым руководствуются профессионалы во всех уголках мира. Знание правил делового протокола и следование этим правилам нередко становится одним из движущих факторов карьеры. Хорошие манеры и соответствующее обстановке поведение может оказать вам гораздо большую услугу, чем может показаться на первый взгляд.