История костюма 1800-1849
В эпохе 1789-1825 можно выделить несколько периодов. 1789-1799 – это время Великой французской революции, когда в Европе происходили быстрые перемены. Второй период - 1800-1815, время французского консульства и империи, эпоха неоклассицизма. 1815-1825 – поздний период неоклассицизма, постепенно перетекающего в романтический стиль.
Мода времен Великой французской революции
Одежда в этот период претерпела значительные изменения. В конце XVIII века женские платья внезапно превратились из пышных и роскошных в узкие, тонкие, почти прозрачные одеяния. Социальные преобразования находили свое отражение в изменениях одежды. В начале 1790-х годов у женщин был в моде «английский» стиль, напоминавший мужскую моду, который намекал на создание конституционной монархии по английскому образцу. В период Террора в 1792 году в моде были простые темные платья. Затем, в период Директории французская мода снова дала волю воображению. Под впечатлением от трудов Руссо появились «греческая», «римская», «дикарская» и «таитянская» мода.
Псевдогреческий стиль оказался самым популярным и его к концу 1790-х годов переняли по всей Европе. Мужские костюмы в этот период также стали уже, они стали отдаляться от женской моды, теряя практически все декоративные элементы, кружева, яркие цвета – все эти детали стали воспринимать как «иррациональные» и свойственные только женщинам. Эта перемена медленно, но верно превратила мужскую одежду к середине XIX века в однообразную черную униформу.
Среди других заметных перемен – в моду вошли длинные брюки, которые раньше носили только матросы и пролетарии, вышли из модные парики и пудра для волос, из женской моды (ненадолго) вышли корсеты.
Модным женским головным убором стал капор. Он был задуман как подражание древнегреческому шлему, но довольно скоро видоизменился и потерял всякое сходство с оригиналом.
Эпоха неоклассицизма - 1800-1825
Возможно, в качестве послереволюционной реакции и из-за ограничения влияния женщин на политику (а также благодаря трудам немецкого философа Шопенгауэра, который считал, что мужчин должны быть рациональны, а женщины – эмоциональны), разница в мужской и женской одежде стала максимальной. Женские платья в эпоху неоклассицизма становились все более романтичными, а мужские костюмы – все более утилитарными
Женские платья шили из светлого муслина, с высокой талией и маленькими пышными рукавчиками. С ними носили псевдо-греческие прически. Такие наряды можно увидеть на сестрах Наполеона на картине, изображающей его коронацию.
С течением времени простые и строгие линии этих платьев дополнялись декоративными деталями, такими как оборки и буфы, появлялись нижние юбки, придававшие объем нижней части платьев, талия стала ниже и уже, благодаря вернувшимся корсетам. К 1825 году в моде уже не осталось ничего от греческого образца.
Мужская одежда также уверенно двигалась своим курсом – к тусклому однообразию. Хотя модные журналы и изображали щегольские изыски, мужчины, с которых все брали пример, придерживались простого стиля. Например, законодатель мод в Британии, Джордж Браммел, носил исключительно черные костюмы с белыми рубашками – что разительно отличалось от моды прошлых веков. Узкие брюки перешли из статуса модной новинки в повседневную одежду мужчин высших классов.
Различие полов достигло в этот период в моде абсурдных высот. Мужчины носили черную, узкую одежду, которая напоминала трубы заводов, выросших во время происходящей тогда Промышленной революции (это сравнение возникло уже в те годы). А женские платья в это же время продолжали раздуваться от рюшей, украшений и нижних юбок, превращаясь в некое подобие свадебного торта.
Экономическое преимущество
Как мужская, так и женская одежда стала сложнее по крою, благодаря изобретению швейной машинки, распространению книг с выкройками и новых принципов кроя. Конструирование мужских костюмов, хотя и простых с виду, заметно усложнилось, появились подкладки и сложная структура, облегчающая движение и соответствующая очертаниям человеческого тела.
Элиас Хоу, изобретатель первой швейной машины, вышедшей в массовое производство, продемонстрировал преимущество своего изобретения, устроив соревнование между десятью швеями и одним человеком за машинкой. Швейная машина с легкостью победила. Однако экономическое положение работниц швейного производства ухудшилось – ведь с помощью новых инструментов можно было производить больше и лучше, и требовалось меньше работников. Индустриализация привела к тому, что труд и производство подешевели. Началась сильная конкуренция между производителями одежды, в качестве конкурентного преимущества стали использовать различные детали, оборки, складки. Таким образом, женская одежда становилась все более и более изукрашенной.
Другим результатом этого развития стало то, что одежда бедных людей стала лучше, прежние лохмотья заменила дешевая одежда массового производства. Средний класс тоже смог себе позволит что-то большее, чем простая новая одежда, и также стал активным потребителем моды.
Модные женские платья становились все сложнее и непрактичнее в 1830-е и 1840-е годы. Все линии женской одежды и шляп устремлялись вниз, и глаза женщин на картинах также скромно потуплены. Увеличившийся объем юбок, которые поддерживали кринолины (тогда это были нижние юбки из конского волоса) и нижние юбки, делал одежду тяжелой, а передвижения - затруднительными. Тугие корсеты утягивали талию, но, в отличие от прежних веков, не поддерживали спину.
Это время страдающих героинь сестер Бронте (не говоря уже о самих страдающих сестрах Бронте). Женщины так неуютно и ограниченно чувствовали себя в своих платьях и в социуме, что именно в этом время женщины стали собираться и говорить о своем праве голоса, необходимости реформы одежды, о праве на образование и профессию.