Период «реставрации» в истории Европы
Постепенно дамский торс снова заковывают в корсет, юбка возвращается к металлическому каркасу, который к середине прошлого века сменяется кринолином: колокол юбки удерживался льняным чехлом, проплетенным конским волосом, от которых и получила свое название новая юбка: crin - «конский волос» и line - «лен». Женский костюм: платье на кринолине. Мужской: придворная одежда с перелиной. Вскоре от конского волоса в кринолине осталось одно название, его с успехом заменили нижние юбки, державшиеся на костяных обручах, а позднее на проволочном каркасе.
Господствующим направлением в искусстве становится романтизм. Его идеал - сильная личность, жаждущая свободы. Костюм и внешний облик человека эпохи также создавал образы возвышенные, страстные, мечтательные и одухотворенные. В мужскую моду возвращается средневековый плащ и остроконечные туфли. В 40-50-е гг. в мужском костюме побеждает функциональность. Фрак становится парадной одеждой. В каждодневной одежде его заменяет сюртук, более удобная закрытая одежда с застежкой на пуговицы. В 60-х гг. сюртук заменяют пиджаком (в прошлом часть охотничьего костюма), который вместе с брюками и жилетом начинают делать из одной ткани. Появляется пальто, короткое, прямого силуэта. Цветовая гамма ограничивается темными (синим, коричневым, зеленым, черным цветами) однотонные, в клеточку или полосочку. В середине XIX века из шейных платков со свободно висящими концами возник галстук в его современном понимании. И чем более сдержанным и простым становился мужской костюм, тем большее внимание уделялось галстуку. Возникла целая наука по завязыванию галстука, об этом даже писали учебники. Автором одного из таких учебников был Бальзак. В XIX веке галстуки были шелковые, шерстяные, атласные с различными узорами. Галстук, завязанный по-байроновски, представлял собой широко завязанный, не стягивающий горло платок, «Трагический» галстук черного цвета был принадлежностью траурной и форменной одежды. «Вальтер Скотт» шили из клетчатой ткани. Белый галстук предназначался для парадной одежды балов, вечеров и званых обедов. Его полагалось носить с фраком или смокингом , но ни в коем случае не с пиджаком. Затем в моде появились новые типы галстуков. Интересна история изобретения галстука «регат». Считается, что один молодой спортсмен, не имея большого запаса времени для возни с галстуком, разрезал его сзади, а затем пришил к нему петельку и пуговку, чтобы одеть снова. Новый фасон галстука прижился, и сейчас такие галстуки являются неотъемлемой частью форменной одежды.
Совершенно в ином направлении развивается женский костюм. Роль женщины в обществе по-прежнему была крайне ограничена: искусство и светские развлечения. Женщина - это игрушка, богато украшенная вывеска успехов и положения своего мужа. Её наряд был лишен всякой практичности: пышные формы, нагромождение отделки, богатые ткани. Стан заключен в длинный изящный корсет и, как стебель, опускается на чашечку юбки. Юбка поддерживалась волосяным чехлом-кринолином, который увеличивался из года в год. К 60-м гг. юбка достигла внизу 2,5 - 3 м в диаметре. Огромные юбки 60-х гг. украшались пышными воланами, каймой тканого узора, зубцами, фестонами. Этот период можно назвать вторым рококо. Характерной особенностью женского костюма этого периода является разнообразие его ассортимента по назначению: утренние наряды, костюмы для прогулок, обеденные и вечерние туалеты. Огромную роль в костюме играли аксессуары: шляпа, перчатки, зонтик, ювелирные украшения (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца).
К концу века усиленно развивается промышленное производство одежды. Мода переходит границы сословности и постепенно выходит в другие слои, она еще далека от слова «массовая», но уже и не «кастовая».
Развитие промышленности упрощает технологию производства одежды и обогащает ассортимент тканей и материалов.
Взгляд литераторов со стороны
Яркое описание пышного великолепия тканей, кружев, белья во Франции этого периода дает Э. Золя в своем романе «Дамское счастье»: «Сначала брызгами падали блестящие атласные ткани и нежные шелка: атлас а-ля рэн, атлас ренессанс, с их перламутровыми переливами ключевой воды; легкие кристально прозрачные шелка - «Зеленый Нил», «Индийское небо», «Майская роза», «Голубой Дунай». За ними следовали более плотные ткани: атлас мервейё, шелк дюшес - они были более теплых тонов и спускались вниз нарастающими волнами. Внизу же, точно в широком бассейне, дремали тяжелые узорчатые ткани, дама, парча, вышитые и затканные жемчугом шелка; они покоились на дне, окруженные бархатом - черным, белым, цветным, тисненным на шелку или атласе». «Вокруг колонн... спускались волны мехельнских и валансьенских кружев... На всех прилавках... блистала снежная белизна испанских блонд, легких, как дуновение ветерка, брюссельских аппликаций, с крупными цветами на тонкой основе кружев ручной работы и кружев венецианских, с более тяжелым рисунком алансонских и брюггских, блиставших царственным и поистине церковным великолепием».
В этом богатстве тканей и отделок активно развивался эклектизм: заимствованные художественные стили, народные элементы, восточные мотивы активно соседствовали друг с другом. К концу века окончательно происходит стандартизация мужского костюма. В 1871 г. английская фирма Brown, Davis & C выпустила первую рубашку с пуговицами по всей длине. До той поры люди натягивали и снимали рубашки через голову, хотя к этому времени рубашка уже давно считалась элементом верхней одежды. Вплоть до XVIII в. рубашку носили под верхней одеждой, так, что был виден только ее воротник, поэтому-то рубашку сначала считали нижним бельем. До конца ХIХ в. белая рубашка была воплощением элегантности. Только человек со средствами, позволявшими частую стирку и достаточное количество рубашек, чтобы регулярно менять их, мог покупать себе белые рубашки. А поскольку чистота белой рубашки неминуемо терялась при любом виде работы, то носить ее мог лишь джентльмен, то есть дворянин. Рубашки в полоску вошли в моду только к концу XIX в. и был период борьбы, прежде чем они установились как элемент делового костюма. Рубашки с рисунком всегда вызывали подозрение в том, что их носят из-за желания скрыть недостаток чистоты.
Одежда перестает быть эксклюзивным произведением искусства. Начиная с 70-х гг. во Франции появляются Дома моделей. Кутюрье создают модели одежды, которые потом активно тиражируются в массы. В 1900 г. на международной выставке создается павильон моды, где модели одежды демонстрируют манекенщицы.
XX век станет совсем новой страницей в истории моды. Костюм начала и конца века, поставьте их рядом - это люди с разных планет. Время ускоряется и изменяет человека до неузнаваемости. И напоследок хочется отметить одну общую тенденцию в модной одежде любого века: чем стабильнее экономика и политика - тем роскошнее наряды, чем сложнее - тем меньше ткани идет на наряд и примитивнее его формы.
Людмила Соколова