История костюма 1850-1910 – эра кринолина
Американская суфражистка и реформатор Амелия Блумер в 1850-х годах предложила новый вариант женской одежды. Это был очень скромный ансамбль из юбки длиной до колена, надетой поверх скромных брюк в турецком стиле. Можно представить, как сильно ограничивала западных женщин середины девятнадцатого века мода, если консервативный мусульманский костюм казался образцом свободы.
Конечно, совсем немногие женщины решились носить костюм Блумер, но периодические попытки реформировать женскую одежду предпринимались в течение всей второй половины девятнадцатого века, оказывая растущее влияние на моду.
Некоторое облегчение женщинам принесли юбки на обручах (их также называли кринолинами, хотя оригинальные кринолины были жесткими нижними юбками из конского волоса). Платья стали легче и гигиеничнее.
Так как кринолин мог приподниматься при ходьбе, женщины стали носить в качестве нижнего белья что-то вроде шаровар . Ранние обручи были из негнущегося железа и били мужчин по ногам. Мужчины ополчились на женскую моду, в газетах стали появляться статьи и шаржи, критикующие кринолины. Однако женщинам новые кринолины нравились, они продолжали их носить, а железные обручи скоро заменили стальной проволокой, которая была легче и позволяла создавать еще больший объем.
Женская одежда в период 1850-65 годов становилась все более объемной по горизонтали. Нисходящие линии исчезли, женщины на картинках тех времен смотрят уже более уверенно.
К 1860 году обручи стали уже чрезмерно большими. Тогда стала меняться их форма – они становились более овальными, вытянутыми назад, так что за женщиной еще тянулся шлейф ткани. К 1866 году обручи стали уменьшаться, а овальная форма сохранилась, медленно преобразившись к 1870 году в турнюр. В результате силуэт вытягивался назад, платье несколько напоминало корабль, а женщина – фигуру на его носу.
Мужские костюмы продолжали развиваться в сторону однообразия, но при этом технически совершенствовались. Одежда для мужчин постепенно приобретала форму, в которой (с небольшими изменениям) сохранилась и по сей день, превращая костюм в униформу, которую носили мужчины всех социальных слоев, и только качество варьировалось в зависимости от доходов.
Всю вторую половину XIX века у мужчин были в моде разнообразные варианты усов и бород.
Платья первого и второго периодов турнюров
Модные платья 1870-80-х годов, хотя на современный вкус выглядят весьма скромно, тогда считались весьма эротическими. Турнюр особенно пышно украшался, привлекая внимание к задней стороне фигуры (увеличенной платьем до невероятных размеров).
Платья в первый период турнюров (1870-е) были из легких материалов и украшались легкими оборками и складками. Часто они были светлых, но довольно ярких цветов – как раз тогда были изобретены анилиновые красители.
Позже (1878-1879) в моду вошли платья силуэта «рыбий хвост», узки внизу и со шлейфом.
Во второй период турнюров (1880-е) платья стали тяжелее, их украшения напоминали обивку мебели. Вошли в моду насыщенные цвета драгоценных камней , тяжелые ткани, такие как бархат и парча, заменили тафту и хлопок. Платья отделывали галунами или бисером.
Мужская одежда продолжала оставаться скучной и однообразной, но несколько оживило ее появление одежды для спорта.
В семидесятые и восьмидесятые годы на моду стали оказывать влияние движение за рациональную одежду и эстетическое движение. Идеи по реформированию моды, которые выдвигали артистки, феминистки и социалисты, противопоставлялись чрезмерно изысканным модным платьям.
Среди эстетического движения можно отметить писателя Оскара Уайльда, который предлагал мужчинам носить цветные бархатные короткие штаны, но добился только того, что матери стали так одевать своих маленьких детей. Платья, которые предлагало для женщин эстетическое движения – почти средневековых очертаний, без корсетов – превратились в «чайное платье» - популярную в те времена одежду для дома.
Сторонники рациональной одежды, например, Бернард Шоу, пытались популяризировать костюмы в охотничьем стиле, но над ними смеялись. Однако укороченные шерстяные брюки и норфолкские жакеты стали частью спортивной мужской одежды тех времен.
Одежда на рубеже веков
- La Belle Époque - 1890-1914
Женские платья в 1890-х годах оставались тяжелыми и задрапированными, но силуэт менялся в сторону песочных часов. Женщины утягивали талию, а бедра, грудь и рукава делали очень объемными, чтобы подчеркнуть контраст. Шляпы начали увеличиваться в 1890-х годах, этот тренд продолжался до 1911 года.
Мужская одежда в конце XIX века стала более формальной и щегольской в Европе, а в Америке, напротив, стали модны цветные костюмы в спортивном стиле.
Американцы около 1900 года, копируя образы из рекламы «Arrow Shirt Man», носили цветные рубашки с жесткими белыми воротничками и свободные пиджаки. В Европе в это время были в моде сюртуки и визитки , но постепенно мода на них прошла и их место заняли свободные пиджаки и смокинги.
Женские платья, имевшие в девяностые годы силуэт песочных часов, после 1897 стали превращаться в силуэт, напоминающий букву S. Удлинившиеся корсеты придавали форму также животу и ягодицам. S- силуэт гармонировал с модным стилем ар-нуво.
Большинство женских платьев претерпевало влияние суфражисток, и даже женщины, которые не участвовали в выступлениях, перенимали их моду, образ «новой женщины». Женщины, которые пытались строить карьеру, носили элементы мужской одежды, такие как рубашки, пиджаки, воротнички и галстуки. Мода на здоровье и спорт, возникшая на рубеже веком, способствовала тому, что женщины начинали заниматься спортом, ездили на велосипедах, и одежда менялась соответственно.
Реформа одежды бурно обсуждалась в то время, у нее были значимые сторонники, например, Марк Твен.
Платья постепенно становились более удобными и эстетически соответствующими взглядам эпохи. Период 1890-1914 годов часто называют la Belle Époque, «прекрасной эпохой».
Женская одежда постепенно становилась проще и легче. В начала 1900-х были появилась «бельевая мода» - легчайшие платья из белого хлопка, со вставками из прозрачного кружева.
После 1908 года очертания фигуры стали более вертикальными и менее изогнутыми. После 1910 года платья стали настолько узкими, что в них было сложно ходить.
Корсеты постепенно заменялись нижним бельем – грациями, бюстгальтерами и так далее.
«Русские сезоны» в Париже, в особенности балет «Шахерезада» с костюмами, придуманными Леоном Бакстом, создали ориентальную моду. В результате парижский дизайнер Поль Пуаре даже предложил женщинам носить штаны в гаремном стиле, но эта мода не прижилась.