История зажигалок
Сегодня зажигалками пользуются повсеместно и каждому известно, что это такое. BIC, крупнейший производитель зажигалок в мире, ежегодно продает зажигалок на 1,5 миллиарда долларов. Хотя мы воспринимаем зажигалки как нечто само собой разумеющееся, они являются удивительным изобретением. В любом месте и в любое время, чтобы получить огонь, достаточно нажать на кнопку.
Лампа Деберейнера
История зажигалок весьма интересна. Она начинается в 1816 году. Первая зажигалка называлась «лампой Деберейнера» (по имени изобретателя, немецкого химика Иоганна Вольфганга Деберейнера). В этой зажигалке в качестве топлива использовались не бутан или масло, а гидроген, который является очень взрывоопасным веществом. Излишне говорить, что эта зажигалка не была слишком безопасной и, будь она изобретена сегодня, вряд ли прошла бы сертификацию.
В первых зажигалках в качестве катализатора использовали платину, а не кремень или пьезоэлемент. Учитывая ценность платины , можно себе представить, какой роскошью была зажигалка в те времена. Только очень богатые курильщики моги позволить себе их, все остальные по-прежнему обходились спичками.
Кроме того, «лампа Деберейнера» была не очень удобной, так она не была приспособлена для того, чтобы держать ее в руках. Зажигалка была скорее настольной. Тем не менее, она считалась настоящим признаком статуса.
Зажигалки XX века
Обычные курильщики продолжали пользоваться спичками, пока не получили распространение кремниевые зажигалки. К 1908 году они стали достаточно удобными и маленькими, чтобы их можно было носить в кармане. В это время началось массовое производство специальных кремней для зажигалок. Использование платины в качестве катализатора сошло на нет, и ее место занял значительно более дешевый кремний.
Усовершенствование зажигалок бурно продолжилось во время Первой мировой войны. Солдатам нередко приходилось освещать себя дорогу в темноте при помощи горящих спичек, но они горели недостаточно ярко и быстро потухали, и из-за этого было потеряно немало жизней. Изобретатели начали улучшать дизайн зажигалок и к 1918 году, когда война уже закончилась, смогли представить результат своей работы, который был легче, меньше и удобнее своих предшественников.
В 1920-х, в период расцвета арт-деко, курение стало необычайно популярным. И зажигалки были тут как тут, чтобы поддержать новый тренд. Кремниевые зажигалки были не только у мужчин, их носили в своих сумочках самые модные и шикарные женщины.
Впрочем, в двадцатые годы зажигалки все еще оставались роскошью. В 1930-х годах человек по имени Джордж Блэйсделл заметил довольно нелепую австрийскую зажигалку, в которой многое можно было исправить. Этим он и занялся. Он сделал корпус зажигалки более эргономичным, так что ее стало удобнее держать в руках, и разработал перфорированное прикрытие для фитиля, благодаря чему огонь стал защищенным от ветра.
Кроме того, он сделал контейнер для топлива более эффективным и приделал к зажигалке крышку. Вот так в мир зажигалок пришли Zippo.
После этого множество других компаний стали производить зажигалки, в результате чего цены на них стали стремительно падать. Зажигалки стали популярной новинкой, их начали коллекционировать.
Компания Ronson начала делать зажигалки еще в 1920-х годов, но это не принесло им успеха и больших продаж до появления Zippo. Dunhill очень активно, и порой агрессивно рекламировал свои зажигалки. St. Dupont добавили зажигалки в свою линию товаров. Кроме того, Colibri начали выпускать свои первые автоматические зажигалки.
Топливо для зажигалок
В 1930-х топливом для большинства зажигалок была нафта - маслянистая жидкость, которую получали из нефти. Типичная зажигалка того времени была устроена так: в резервуар с горючей жидкостью был помещен фитиль, конец которого был наверху, рядом с системой зажигания. Когда человек приводил в движение кремниевое колесико, оно терлось о сталь, создавая искру, из-за которой загорался фитиль.
В 1930-1940 годах начали выпускать зажигалки, в качестве топлива для которых использовался бутан. У него было три главных преимущества:
- Сжатый бутан позволял контролировать высоту пламени.
- Исчезла необходимость заменять фитиль.
- Запах бутана не был таким едким, как запах нафты.
Катализатором в бутановых зажигалках оставался кремний. Поскольку от частого трения кремниевые колесики изнашивались, время от времени их приходилось заменять, что было не очень удобно. Производители занялись поисками более удобной воспламенительной системы.
После Первой мировой войны начала быстро развиваться новая технология - пьезоэлектричество. Как и зажигалка, пьезоэлектричество было изобретено в начале девятнадцатого века, но весь его потенциал только в 1917 году начали осознавать французские ученые. Они изобрели устройство для обнаружения подводных лодок при помощи ультразвука. Пьезоэлектричество в этом приборе использовалось для преобразования одного вида энергии в другой. В зажигалках Ronson использовался тот же пьезоэлектрический эффект: сила давления кварцевых кристаллов преобразует энергию в электрическую искру.
С тех пор, как во второй половине 1950-х годов начали выпускать пьезо-зажигалки, зажигалками стали пользоваться почти все курильщики. Сейчас в мире больше производителей зажигалок, чем когда-либо раньше. Зажигалки делают разные не только по форме и размеру, но и, например, по типу пламени.
Курильщики могут выбирать зажигалки в зависимости от того, что им нравится или от того, что они курят - трубки, сигары, или обычные сигареты.