Зажигалки: личный огонь

30 Июня 2011

Зажигалки: личный огонь Сегодня зажигалки используются почти исключительно курильщиками, хотя в свое время прообразы зажигалок появились как универсальный источник огня, используемого для разных целей. Однако с зажигалками в XX веке приключилась та же история, что и практически со всеми предметами повседневного использования - они стали не только массовым товаром, но и модным аксессуаром. По зажигалке о человеке в определенных кругах судят так же, как по марке автомобиля.

Теперь все стали Прометеями

Зажигалки: личный огоньОбщеизвестен сюжет древнегреческой мифологии, согласно которому титан Прометей выкрал у олимпийских богов огонь и принес его в дар людям, прежде прозябавшим в прямом и переносном смысле слова. Человечество, осознавая могучую силу огня и его важность для собственной жизни, всегда стремилось найти способ постоянно иметь источник огня под рукой вместе с возможностью получить его быстро и просто. 

Зажигалки различной конструкции и различных типов поджига и используемого для получения огня топлива, начали появляться в XIX столетии, а с началом прошлого века наконец-то был достигнут технологический прорыв, помогший создать первую по-настоящему функционирующую зажигалку. Случилось это благодаря открытию австрийского химика Карла фон Вельсбаха, создавшего в 1903 году особый ферроцериевый сплав, который при воздействии на него металлического колесика выдавал яркие искры. Это позволило сделать зажигалки удобоваримых для ношения в карманах размеров, а уж Первая и особенно Вторая мировые войны поспособствовали популяризации зажигалок среди мужской части населения планеты.

Классификация современных зажигалок имеет два раздела: по используемому в устройстве топливу и по способу поджига. В первом случае все просто: зажигалки могут заправляться либо газом (сжиженный бутан или сжиженный пропан), либо парами бензина. В случае же со способами поджига вариантов больше. Распространены такие виды зажигалок, как:

  • кремниевые (использование искрящего материала, кремния, посредством трения при механическом воздействии);
  • сенсорные (при открытии крышки начинается подача газа и работа сенсорного механизма, при поднесении пальца к сенсору механизм дает искру);
  • зажигалки пьезо (элемент, обладающий пьезоэлектрическим эффектом, при механическом воздействии продуцирует заряд и вырабатывает искру).

Общедоступность и элитарность

Зажигалки: личный огоньНаиболее известный производитель зажигалок в мире, компания Zippo, стала таковой благодаря поставкам армии. Когда в 1932 году житель Пенсильвании Джордж Блейдсделл начал производство собственных зажигалок, которые он назвал Zippo, он не совершал никаких революционных открытий. Он просто решил создать максимально простую, надежную и доступную всем слоям общества зажигалку. Для этого он взял уже существовавшие на тот момент модели, упростил их, снабдил специальным колпачком, защищающим пламя от ветра даже во «включенном» состоянии и стал продавать эти зажигалки по цене менее двух долларов за штуку. Учитывая то, что на дворе была Великая Депрессия, а число курильщиков не уменьшилось, дешевые зажигалки от Блейдсделла стали пользоваться успехом. Но окончательно компания Zippo приобрела настоящий размах после заключения контракта на поставку своей продукции в американскую армию. Решающим аргументом для государства стало то, что Блейдсделл дал бессрочную гарантию на свою продукцию

В отличие от рожденной самой идеей общедоступности и принципом «максимум качества по минимальной цене» Zippo такие современные производители зажигалок, как Caseti и Cardin сделали ставку на совершенно иную составляющую самого понятия «зажигалка». Как несложно догадаться по названиям, это европейские бренды, неразрывным образом связанные с миром моды и индустрией модных аксессуаров. Поэтому и выпускаемые ими зажигалки это в первую очередь атрибут престижа, показатель статуса, составная часть имиджа. Разумеется, прикурить сигарету можно и от Zippo, и даже от китайских зажигалок, которых на доллар можно купить минимум пять штук.

Конечно, зажигалки Cardin - это в большей степени игрушки, нежели «боевые» зажигалки, ими можно даже не пользоваться, а просто носить с собой и при случае выкладывать на стол рядом с дорогущим мобильным телефоном или небрежно поигрывать в руке, дополняя золотые часы с бриллиантами стоимостью в десятки и сотни тысяч евро. В случае с брендом Caseti ситуация сложнее: это как раз тот случай, когда зажигалка приличного качества, которая в Старом Свете поначалу (компания начала свою деятельность в 1988 году) была более утонченным аналогом американской Zippo - надежная зажигалка для среднего класса. Однако дела у зажигалок Caseti пошли настолько хорошо, они стали настолько престижными, что на волне этого успеха руководство компании решило расширить сферу деятельности до общих товаров модной мужской отрасли, что и было сделано в 2003 году. Получается, именно зажигалки привели компанию в фэшн-индустрию.

Читать дальше История зажигалок