Ответ на вопрос «когда начинается кризис среднего возраста», как ни странно, зависит от возраста респондента. Люди в возрасте до 20 лет обычно убеждены, что он начинается где-то в 35 лет. Те, кому уже исполнилось 35, считают, что кризис начинается не раньше, чем в 40 лет. Ответы зависят и от культуры региона, в котором проживает человек, и от его личного отношения к жизни и возрасту.
Строго говоря, если отталкиваться от средней продолжительности жизни, то кризис среднего возраста у мужчин должен начинать не позже, чем в 32 года. Однако у него нет четких временных рамок, да они и не так важны. Гораздо важнее и интереснее психологические изменения, которые его сопровождают. Большинство людей слышали о нем, но что он собой представляет? В одном из недавних исследований 92% из 372 респондентов были абсолютно уверены в том, что кризис среднего возраста - реально существующая проблема. 71% респондентов заявил, что они знают людей, переживших этот кризис.
Именно кризисом среднего возраста нередко объясняются поступки, которые мужчины начинают совершать после 40-45 лет - нетипичные для них и даже иррациональные. Жены мужчин, приближающихся к среднему возрасту, нередко со страхом ждут, что их мужья вот-вот начнут заводить романы с молоденькими девушками, тратить крупные суммы на развлечения, которых не позволяли себе раньше и, наконец, подадут на развод.
Как появился термин и что он включает в себя
Но этот распространенный образ человека, переживающего кризис среднего возраста далек от того, что имел в виду Эллиот Жак, когда в 1965 году ввел в обиход этот термин. Он не особенно интересовался женской психологией на переходном этапе середины жизни, так как, по его мнению, у женщин изменения в этот период тесно связаны с менопаузой, а значит, их корни не только в психологии. И до сих пор кризис среднего возраста зачастую рассматривается как мужская проблема; женщины используют его в качестве объяснения эгоистичного, импульсивного поведения мужчин. Эти гендерные стереотипы интересны сами по себе, но Жак, который был психоаналитиком, изначально стремился исследовать связь кризиса среднего возраста и креативности.
Он считал, что кризис среднего возраста - это такой кризис, который многие великие творцы и мыслители даже не смогли пережить. Эллиот Жак обратил внимание на то, что многие выдающиеся мужчины умирали в возрасте около 37 лет. Изучив биографии 310 выдающихся деятелей разных областей искусства и науки, он заключил, что жизнь многих из них, включая Моцарта, Рафаэля, Шопена, Рембо, Перселла и Бодлера завершилась между 35 и 39 годами. Жака поразило, что наиболее одаренные люди из выбранных им трех сотен доживали лишь до середины жизни.
Впрочем, современные гении могут утешиться - смерть в среднем возрасте вовсе не является неизбежной. Согласно той же теории о гениях и среднем возрасте, у человека в момент наступления кризиса середины жизни есть три основных пути.
- Путь первый
Один из них - смерть (буквальная или метафорическая; последняя может выражаться в том, что человек, стремительно растратив свой потенциал, теряет способность создавать что-нибудь примечательное, и страдает от этого всю оставшуюся физическую жизнь).
- Путь второй
Второй путь предназначен для людей, которым кризис среднего возраста необходим - в частности, им нужно остро осознавать, что их жизнь, как минимум наполовину, прошла, чтобы в дальнейшем максимально эффективно использовать свои возможности. Например, до своего 38-го дня рождения Бах был просто необычно одаренным церковным органистом и преподавателем музыки; только по достижении среднего возраста (и, вероятно, после прохождения сопутствовавшего ему кризиса) всерьез начался путь Баха как великого композитора. Шекспир написал «Ромео и Джульетту», когда ему было около 30 лет, а «Юлий Цезарь», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет» писались в возрасте между 35 и 40 годами.
- Путь третий
По третьему пути идут люди, которые были плодовиты и признаны уже в ранние годы; их стиль и эстетика после кризиса среднего возраста радикально меняются, обычно - к лучшему. Спонтанные творения, которые создают люди до 30 лет в порывах вдохновения, перерастают в работы, являющиеся результатом терпеливого, выверенного творческого процесса. Одним из творцов, следовавших по этому пути, был Данте. Она начал писать «Божественную комедию», когда ему было 37 лет, после изгнания из Флоренции. Если раньше его работы отражали идиллическое мировоззрение, то «Божественная комедия» стала первой проработанной сознательной встречей автора со смертью.
У мужчин, которые не относятся к этому блестящему пантеону гениев, кризис среднего возраста имеет сходные особенности. В основе проблемы лежит понимание того, что промежуток времени, оставшийся человеку, короче того, который он уже прожил. Смерть больше не кажется чем-то абстрактным и очень отдаленным; человек впервые действительно осознает, что его жизнь конечна. Большинство людей в этот период сталкиваются к пониманием того, что они едва ли смогут достичь в своей жизни всего, о чем когда-то мечтали. Время для осуществления планов оказывается ограниченным, и многое, очевидно, останется незавершенным.