Деловой этикет на Востоке
Всем известно, что «восток – дело тонкое», поэтому нет ничего удивительного в том, что азиатская деловая культура обладает рядом весьма интересных особенностей. Деловой этикет в Японии не исключает небольших подарков, которые вы можете взять с собой на встречу и вручить председателю японской делегации. Японцы весьма скупы на жесты, нередко во время затянувшегося обсуждения или какой-то трудности они замолкают, предоставляя партнеру возможность «выпустить пар». Особенности делового этикета в Японии во многом обусловлены спецификой японской культуры, если вы не знаете всех тонкостей, научитесь хотя бы есть палочками, в Японии это точно пригодится.
Деловой этикет в Китае
Большинство иностранных бизнесменов, приезжающих в Китай, сталкивается с проблемой общения. Если вы ведете переговоры на английском, старайтесь выражать свои мысли как можно четче и доступней. Китайцы, как большинство азиатских народов, очень не любят говорить слово «нет». Они избегают его даже в тех случаях, когда намереваются ответить вам отказом. Поэтому, услышав фразу «Да, конечно, но это будет нелегко сделать» или «Да, возможно» следует насторожиться и выяснить до конца, что именно ваши партнеры имеют в виду. Национальные особенности делового этикета в Китае проявляются даже в обмене визитными карточками, визитку следует подавать двумя руками и никак иначе.
Деловой этикет в Турции предполагает обращение к партнеру по имени с добавлением слова «бэй» для мужчины и «ханум» для женщины. Деловые обеды у тюрков часто выглядят как обильные застолья, при этом счет оплачивает тот, кто приглашал, о раздельной оплате счета и речи быть не может.
Индийцы довольно неплохо говорят на английском, но вопросы им нужно задавать в максимально прямой манере, потому что им, как и другим азиатам, сложно ответить «нет». Индийцы чтят семейные традиции, поэтому деловой этикет в Индии не исключает, а скорее даже предполагает, разговоры о семье и детях, поговорив на такие, казалось бы, личные темы, индийцы готовы к продолжению диалога в деловом ключе.
Деловой этикет в арабских странах
Арабский деловой этикет предполагает минимальное пространство между деловыми партнерами, арабы, в частности египтяне, всегда стоят очень близко к человеку, с которым говорят, что многие европейцы расценивают как вторжение в личное пространство. Если на деловой встрече в Египте вам предложили кофе или чай, обязательно примите предложение, даже, если вы не собирались ничего пить. Арабы привыкли вести переговоры в цветистых гиперболических выражениях, старайтесь отвечать им тем же.
Латинская Америка
Международный деловой этикет представители стран Латинской Америки воспринимают с присущей им эмоциональностью и живостью. Деловой этикет в Бразилии допускает обильное использование языка жестов и тела, тактильный контакт для них – неотъемлемая часть общения. В Бразилии бизнесмены привыкли глядеть в глаза друг другу, поэтому прямой зрительный контакт не должен вас смущать. Привычный нам жест «ок» в Бразилии лучше забыть. Там он считается грубым и неприличным.
Деловой этикет в Австралии
Австралийцы дипломатичности предпочитают прямоту и обстоятельность. Если вы недостаточно четко выражаете свою мысль, жители Зеленого континента могут заподозрить вас в неискренности и лицемерии. Австралийцы любят пошутить, и в бизнесе юмор и ирония не исключения, а скорее правило. Австралийцы не любят слишком открытого самовосхваления, их интересуют, прежде всего, факты и реальные возможности, а не гипотетические прогнозы.
Деловой этикет в мире в той или иной степени подвержен влиянию национальных особенностей, традиций и культуры отдельно взятого государства. Международные деловые отношения весьма интересная тема, не только с точки зрения бизнеса, но и с позиции расширения кругозора.