В одной из книг по правилам этикета автор дает этикету следующее определение: этикет – это набор определенных форм и правил общения, определяющих взаимодействие членов социума в вежливом и уважительном ключе. Это лишь одно из определений этикета, но что говорит история делового этикета?
Что такое деловой этикет
Современным людям понятно, что означают хорошие манеры и соответствующий кодекс поведения в той или иной ситуации. Другое дело, что далеко не все люди следуют этим правилам в реальной жизни, но такое поведение обычно обусловлено низким уровнем социальной культуры, невежеством и эгоизмом. Деловой этикет – неотъемлема часть успешного бизнеса и профессионального имиджа делового человека. С древних времен профессиональное взаимодействие членов общества подчинялось определенным правилам, которые в свою очередь диктовали нормы поведения, манеры ведения переговоров, оформления письменных обязательств и так далее.
В целом этикет представляет собой обобщенный термин, означающий хорошие манеры с точки зрения общества и культурной традиции. Письменная или словесная благодарность коллеге за оказанную услугу или взвешенный и сдержанный ответ на претензию или жалобу клиента – все это примеры делового этикета.
Древнее знание хороших манер
Бизнес и деловые отношения, а также нормы общения связанные с этими понятиями, описывали еще древние философы и общественные деятели прошлого. Купцы, а позже и промышленники, понимали насколько важно корректное поведение в построении деловых отношений с иностранными партнерами. Птаххотеп – древнеегипетский сановник, живший примерно в 2200 году до нашей эры, считается одним из первых мировых государственных деятелей, сформировавших своеобразный свод законов поведения делового человека.
Правила современного бизнес-этикета базируются на нормах поведения деловых кругов, установленных еще во времена правления французских королей 17 и 18 столетий. При дворе короля Людовика XIV ходили специальные карточки с описанием ежедневных мероприятий, к которым также прилагались рекомендации относительно правил поведения и стиля одежды , соответствующей той или иной ситуации. В культуре практически каждой страны существует нечто общего кодекса хороших манер, в Америке, например, этим кодексом многие считают «Правила вежливости» Джорджа Вашингтона, первого президента Соединенных Штатов.
Нюансы и различия
Ряд норм делового этикета универсален для любого континента и государства, везде уважают вежливое и достойное поведение, но существуют определенные правила этикета, которые в разных странах могут быть истолкованы с учетом местных традиций, что не всегда приравнивается к хорошим манерам и не сулит иностранному гостю благосклонного приема. Прежде всего, это касается одежды, деловой дресс-код в некоторых странах определяется религиозными и национальными обычаями, и об этом нужно знать тем, кто отправляется на переговоры в другое государство.
Отличия делового этикета разных стран могут заключаться и в разном понимании жестов, например, кивание головой в знак согласия в Албании будет означать отрицание, в то время как покачивание головы из стороны в сторону говорит о согласии. В Иране считается оскорбительной поза нога за ногу, а в Японии и некоторых азиатских государствах, передавая визитку , следует держать ее двумя руками.
В Китае упаковке подарка или сувенира придается большее значение, нежели самому сувениру. Если вы приготовили китайским партнерам небольшие презенты, ни в коем случае не упаковывайте их в оберточную бумагу зеленого или белого цвета, эти цвета считаются в Китае несчастливыми, согласно поверьям, они приносят неудачу, что в бизнесе равносильно полному провалу сделки.
Обучение деловому этикету
В больших компаниях, где сотрудники часто пребывают в командировках по всему миру и много общаются с иностранными партнерами, особое внимание уделяется изучению международного делового этикета . Все понимают, насколько это важно.
Эксперты и преподаватели ведут специальные курсы и тренинги, где сотрудников компании учат правилам поведения во время деловых обедов, приемов, знакомят с нормами делового общения, устного и письменного, преподают основы телефонного этикета, бумажной и электронной переписки.
На результат сделки или итог важных переговоров может повлиять даже несоответствующий нормам этикета костюм или обувь.